Ихтиофтириоз

Ихтиофтириоз — инвазионная болезнь аквариумных и других пресноводных рыб. Возбудитель паразитирует под эпителиальным слоем кожи и жабр. Инвазионная вспышка ихтиофтириоза вызывает массовую гибель рыб в аквариумах.


Рис. 20. Возбудитель ихтиофтириоза.

Возбудитель — одноклеточная равноресничная инфузория Ichthyophthirius multifiliis из класса Ciliata, семейства Ophryoglenidae (рис. 20). Она имеет округлое или яйцевидное тело 0,5— 1,0 мм в диаметре. На переднем, слегка суженном конце находится очень маленькое ротовое отверстие, окруженное ресничками. Поверхность тела продольно исчерчена ресничками, которые сходятся на переднем конце и являются средством передвижения инфузории. Посредине тела расположено крупное подковообразное ядро — макронуклеус, рядом с ним — малое ядро — микронуклеус. Внутри клетки разбросаны многочисленные сократительные вакуоли и темные мелкие включения, представляющие собой комочки пищи.

Размножаются инфузории путем многократного деления надвое вне организма рыбы. Зрелые формы — трофонты, локализующиеся под эпителием кожи, разрывают белый эпителиальный бугорок, выходят в воду и опускаются на дно, где прикрепляются к различным предметам (песок, гравий, камни, растения и т. д.). Тут же происходит образование цисты, внутри которой начинается деление клетки. I. multifiliis очень плодовита. При многократном делении надвое (паликтомия) из одного трофонта образуется до 2000 дочерних клеток, называемых “бродяжками”, размеры которых колеблются от 30 до 50 мкм. “Бродяжки” растворяют цисту при помощи фермента гиалуронидазы и выходят в воду. При помощи ресничек они свободно плавают. Если в течение 2—3 суток “бродяжки” не попадают на рыбу, они погибают. Попавшие на рыбу, локализуются под эпителием кожи и жабр, где растут и созревают, после чего цикл развития повторяется (рис. 21).

Оптимальная температура воды для развития паразита 25— 26°. Понижение температуры задерживает инцистирование, замедляет деление и рост паразита, удлиняет сроки жизни “бродяжек” вне организма рыбы. Слабое освещение также увеличивает срок жизни “бродяжек”. При повышении температуры воды до 32—34° ихтиофтириусы погибают через 4—6 часов.


Рис. 21. Цикл развития
возбудителя ихтиофтириоэа:
а — зрелый трофонт,
покинувший рыбу;
б, в, г — деление инфузории
под цистой;
д - выход “бродяжек” из цисты.

У переболевших ихтиофтириозом рыб вырабатывается относительный иммунитет (невосприимчивость организма к болезни или определенным ядам), благодаря чему при повторном заражении болезнь протекает легче, чем в первый раз.

Эпизоотология. К ихтиофтириозу восприимчивы все аквариумные рыбы. Взрослые особи и молодь в равной степени подвержены данной инвазии, экстенсивность (количество пораженных рыб) которой значительно увеличивается в аквариумах, перенаселенных рыбами.

Возбудитель болезни может быть занесен в аквариум двумя путями:

  1. из водоема, где водится рыба, поскольку I. multifiliis широко распространена в природе;
  2. из аквариума, неблагополучного по ихтиофтириозу.

В первом случае возбудитель попадает в аквариум с живым кормом, водой, растениями и грунтом, если последний не подвергнут обеззараживанию путем прокаливания или кипячения; во втором — с рыбами, моллюсками, растениями, водой и рыбоводным инвентарем (общие сачки, скребки, распылители и т. д.).

Вспышки ихтиофтириоза в аквариумах наблюдаются круглый год, но чаще в весенне-летний период. Это объясняется интенсивным размножением ихтиофтириусов в водоемах, в связи с чем увеличивается возможность заноса их в аквариумы.

Болезнь длится 5—14 дней и часто оканчивается массовой гибелью рыбы.

Личинки икромечущих рыб, инвазированные 2—3 ихтиофтириусами, погибают на 3-й день после заражения, а мальки живородящих рыб в возрасте 8—10 дней при интенсивности инвазии 5—8 паразитов — через 5—7 дней после заражения.

Из живородящих рыб наименее восприимчивы к ихтиофтириозу низкоплавничные породы гуппи и гирардинусы; из рода карасей — золотая рыбка, комета и шубункин.

Симптоматика. В период заражения и локализации паразита под эпителием кожи и жаберных лепестков, который длится 2—3 суток, рыба проявляет беспокойство: трется о грунт и растения, чаще подходит к мнимому притоку воды, образующемуся движением пузырьков воздуха при ее аэрации.


В период созревания трофонтов, когда они достигают величины 0,5—1,0 мм, на поверхности кожного покрова и плавниках невооруженным глазом хорошо заметны мелкие бугорки белого цвета. При сильном поражении плавников последние расщепляются. Внешне создается впечатление, что рыба обсыпана манной крупой. В этот период рыба плавает у поверхности воды, жадно заглатывая воздух, чаще трется о дно и растения, перестает принимать корм и не реагирует на внешние раздражители. Интенсивность и экстенсивность инвазии быстро растут, что выражается в увеличении количества белых бугорков как на отдельных рыбах, так и на всем населении аквариума. При сильном поражении роговицы глаза рыба слепнет. Начинается массовая гибель ее.

Патогенез и патологоанатомические изменения. В период локализации и роста ихтиофтириусы нарушают целостность эпителиальной ткани и оказывают механическое воздействие на эпидермис (наружный слой кожи, состоящий из многослойного плоского эпителия). В зоне нахождения паразита эпителиальные клетки деформируются, что приводит к уплотнению ядра. Все это вызывает инфильтрацию губчатого слоя форменными элементами крови и расширение кровеносных сосудов.

Поселяясь в соединительной ткани распираторных складок жаберных лепестков, “бродяжки” вызывают воспаление и образуют полость, которая по мере роста паразита полностью им заполняется. При выходе из полости созревший паразит разрывает капилляры, вызывая кровотечение с образованием сгустков крови между жаберными лепестками, что приводит к нарушению газообмена в организме рыбы.

Кроме того, паразиты оказывают токсическое воздействие на организм рыбы своими ферментами. Так же действуют на организм образующиеся при этой инвазии продукты распада клеток кожного покрова и жаберного аппарата рыб.

Диагноз ставят на основании клинических признаков болезни и результатов микроскопических исследований соскобов с кожного покрова и жаберных лепестков. Рыбу считают больной при обнаружении одного паразита в поле зрения микроскопа. Нельзя диагностировать ихтиофтириоз на основании только одних клинических признаков, так как они несколько похожи на симптомы при оодиниумозе.

Лечение. При лечении необходимо учитывать ряд биологических особенностей возбудителя, а именно:

  1. возбудитель локализуется не на поверхности наружного слоя кожи, а под эпителиальной тканью, в связи с чем многие лечебные растворы лекарственных средств убивают только паразитов, вышедших из эпителиальных бугорков во внешнюю среду для размножения. Увеличение же концентрации этих средств губительно действует на рыб;
  2. ихТиофтириусы очень чувствительны к повышению температуры. Так, при повышении температуры до 32—34° они погибают через 4—6 часов;
  3. “бродяжки”, вышедшие из цист и не попавшие на рыб, погибают через 2—3 суток;
  4. до проявления клинических признаков болезни паразит находится в организме хозяина 4—6 дней.

С учетом перечисленных биологических особенностей паразита разработано несколько методов лечения больных ихтиофтириозом рыб.

1. Из неблагополучного по ихтиофтириозу аквариума всех рыб переводят в отдельный сосуд (лучше в цельностеклянный), в котором должны отсутствовать грунт и растительность. Предварительно в сосуде готовят лечебный раствор из биомицина, хинина и трипафлавина. Медикаменты берут из расчета: биомицина 50 000 ЕД (единиц действия); хинина сернокислого или соляно-кислого 0,05 г; трипафлавина 5 мг на 25 л воды. В 1 л воды тщательно разводят биомицин и хинин. Поскольку хинин трудно растворим в воде, банку с этими двумя препаратами оставляют стоять 3—4 часа, после чего добавляют трипафлавин. Приготовленный маточный раствор переливают в сосуд и тщательно перемешивают с указанным объемом воды. Затем воду доводят до температуры, равной температуре в аквариуме с больными рыбами, и только после этого рыб пересаживают в сосуд с лечебным раствором. Температуру воды постепенно повышают до 32° и поддерживают постоянно, внимательно наблюдая за поведением рыб. Воду в сосуде интенсивно аэрируют. На третьи сутки шлангом отсасывают со дна сосуда остатки корма и экскременты рыб, на что должно уйти не более 1/3 количества воды. В приготовленную, отстоявшуюся свежую воду, равную по объему и температуре отлитой, вносят 50000 ЕД биомицина и 5 мг трипафлавина, тщательно растворяют и, равномерно перемешивая, добавляют в сосуд с рыбами.

Трипафлавин способствует быстрому заживлению мелких ранок на теле рыбы, образующихся при выходе трофонтов из-под эпителия кожи. Трофонты погибают примерно на пятые сутки, “бродяжки” — через несколько часов после выхода из цист. Постепенно белые бугорки на кожных покровах исчезают.

Лечение продолжают до полного исчезновения белых бугорков на всех рыбах, а также в течение трех последующих дней. Курс лечения обычно заканчивается на 12—15-е сутки.

Во время лечения рыб кормят только свежим мотылем и трубочником. Ракообразные (дафнии и циклопы) под действием медикаментов и высокой температуры воды быстро гибнут.

За сосудом, в котором проводят лечение, закрепляют орудия лова и другой рыбоводный инвентарь. По окончании курса лечения их обеззараживают кипячением.

В аквариуме, где содержались больные ихтиофтириозом рыбы, воду, грунт и растительность не меняют, так как ихтиофтириусы без рыбы погибают через 2—3 суток. Для уничтожения покоящихся форм паразита температуру воды в аквариуме повышают до 32—34° и поддерживают на заданном уровне в течение 2—3 суток.

2. Лечебные растворы малахитового зеленого полностью освобождают рыб от ихтиофтириусов. Лечение проводят в отдельном сосуде.

3. Положительные результаты получают при лечении больных рыб в отдельном сосуде основным фиолетовым К.

4. Применяют бициллин-5 в отдельном сосуде и в общем аквариуме.

Три последних препарата следует применять, строго соблюдая при этом методику проведения кратковременных ванн.

Профилактика. Нельзя допускать попадания в аквариумы возбудителя и его цист из естественных водоемов вместе с живым кормом, водой, грунтом и растительностью. Вновь приобретенных рыб необходимо выдерживать в карантине и обрабатывать в кратковременных лечебно-профилактических ваннах перед посадкой их в общий аквариум. За каждым аквариумом закрепляют отдельный рыбоводный инвентарь.

Аватар пользователя Юрий М
Россия
Москва
Сообщения: 9

Ктенопома все еще никак не реагирует на внесение препаратов) А акантофтальмус... - я, наконец-то, смог его поймать (рукой!!!) что свидетельствует о значительном снижении двигательной активности. Не дожидаясь ответа здесь - я его уже отсадил... Знаю, что рискую, но посадил к малькам моллинезий и креветкам. И, на всякий случай, внес в этот аквариум мизерные дозы тех же препаратов. Посмотрим, что завтра с ним и с ними будет. Надеюсь, что он (акантофтальмус), по какой-то причине не заразился ихтиофтириозом. Я прочитал всё, что нашел в сети, об этой болезни и ее разновидностях, но у меня так и не сложилось четкого понятия о возможности появления у рыб иммунитета или иной формы резистентности к этому паразиту. Однако, я вижу то, что вижу). Завтра (четверг 24.12.2014) я напишу - проявила ли болезнь себя на телах именно этих рыбок... Но, надеюсь, еще до этого успеть узнать мнение специалистов, чтобы принять своевременные меры).
P/S. это может прозвучать не серьёзно, но я, похоже, полюбил своих "зверей") а знаний и опыта - НОЛЬ(

Аватар пользователя Юрий М
Россия
Москва
Сообщения: 9

Здравствуйте!) прошу прощения, может не в той теме написАл!) и все же:
В понедельник (после двухсуточного отсутствия) обнаружил почти на всех рыбах манку (МНОГО МАНКИ). В аптеке по фотографиям и описанию поведения диагностировали/подтвердили ИХТИОФТИРИОЗ.
В аквариуме (120 л): платидорасы (6-7 см в длину), данио (розовые) 10 шт, моллинезии черные и желтые (15 шт), ляпиусы (3 шт), одна ктенопома леопардовая (5 см в длину... никого не трогает), парчовые сомы (2 шт), акантофтальмус (1 шт) и 4 оранжевых рака. Сосуществуют, пока, мирно все, так как взрослые у меня только моллинезии. Они, кстати, уже дважды давали потомство. Живых растений нет. Грунт - смесь камней размером от 5 до 30 мм. Фильтр 1000 л/ч. Свет - 2 лампы дневного освещения (параметры не помню - подбирали те, кто назвались спецами в этом деле))). Температура 24-26 градусов Цельсия. Питание: Basic (Biodesign) и, для донных рыб, Basic-tab (но оценили только раки) всё 2 раза в сутки. Режим освещения выбран оптимальный для моллинезий. Для НЕлюбителей освещения - разнообразный интерьер аквариума.
С учетом "населения" было рекомендовано следующее лечение: отсадить раков! поэтапное повышение температуры до 34 градусов, подмена 25% воды, Omnipur (Sera) половина дозировки + Baktopur (Sera) стандартная доза + Ectopur (Sera) стандартная доза. Подменять 25% воды каждый день, а лекарства (в указанных пропорциях) вносить через день. Предупредили, что процесс будет долгим и мучительным для всех, в том числе и для меня. Сегодня среда (24.12.2014). Лечу рыб уже второй день. Стараюсь внимательно осматривать всех. С понедельника по настоящий момент никаких белесых образований и повреждений плавников и жабер нет у акантофтальмуса и ктенопомы. Они не чешутся о предметы, не бесятся, питаются в штатном режиме... В общем вообще никаких изменений у них... Стоит ли прекратить лечение этих двух особей и отсадить в аквариум к здоровым рыбам? Кстати, не знаю, насколько это важно, но именно эти две рыбки пережили запуск аквариума, как говорится, с нуля).