Разноцветье неонов

Любителям аквариума хорошо знакомы, по крайней мере, четыре вида харациновых рыбок, имеющих привлекательную окраску и светящуюся неоновым светом полосу на теле, отчего и получили они название неоновых. Это простой (или голубой), красный, черный и зеленый неоны.

Разведение неонов, особенно первых двух видов — дело заманчивое, но в то же время трудное как для начинающих, так и большинства опытных аквариумистов. И сегодня я хотел бы рассказать об этих рыбках и своем опыте их разведения.

Неоновая рыбка (paracheirodon innesi)

Эту светящуюся рыбку знают все аквариумисты. Для европейцев она была открыта французским золотоискателем Огюстом Рабо. В тропических дебрях в бассейне Амазонки Рабо занимался не только своим основным делом, но и охотился на крокодилов, ловил экзотических бабочек. Во время своих скитаний Рабо заболел тропической лихорадкой. И лишь случай спас ему жизнь: на реке Укаяли, притоке Амазонки, его подобрали индейцы. Именно здесь, в жилище индейцев, он впервые увидел неоновую рыбку в глиняном сосуде. После выздоровления предприимчивый Рабо решил отправить партию неоновых рыбок в Европу, а потом в течение нескольких лет стал поставлять их аквариумистам всего мира. Надо сказать, что в те времена ловцы экзотических рыб старались как можно дольше оставаться монополистами в доставке своего товара, и, чтобы не потерять монополию, Рабо очень долго сохранял в тайне места обитания неоновых рыб.

Описал же впервые неоновую рыбку ихтиолог Майерс. Он назвал ее Hyphessobrycon innesi. В дальнейшем этих рыбок стали вывозить немцы и американцы. В нашу страну большое количество неоновых рыбок было привезено в 1958 году из ГДР. До этого они считались у нас большой редкостью, хотя аквариумисты многих стран уже научились к тому времени их разводить.

Неоновая рыбка достигает в длину до четырех сантиметров. Форма тела у нее вытянутая. Вдоль всего тела, от головы до жирового плавника, проходит светящаяся полоса. В зависимости от того, под каким углом падает на нее свет, она блестит то зелено-голубым, то синим цветом. Под светящейся полосой, примерно от середины тела и до основания хвостового плавника, проходит широкая яркая полоса красно-малинового цвета; окраска распространяется на отдельные лучи хвостового плавника. Спинка рыбки оливково-серая, брюшко серебристо-белое, жаберные крышки золотисто-зеленые. Глаза блестят таким же светом, как продольная полоса. Все плавники бесцветные, первые лучи спинного и анального окрашены в дымчатый цвет. Самки крупнее самцов, с округлым брюшком, светящаяся полоса у них посередине изогнута. Самцы стройнее, с подтянутым брюшком, с прямой светящейся полосой. Ночной окраски рыбки не имеют: в темноте они обесцвечиваются и не блестят.

Содержать неоновых рыбок очень просто. Они невзыскательны к условиям водной среды и прекрасно уживаются со всеми мирными видами рыб. Неоны хорошо переносят содержание в воде различной жесткости (от 0,5 до 12° dH) при различной (от 18 до 30°) температуре и pH 6,5-7.

Плавают Hyphessobrycon innesi стайками и большее время проводят в нижних слоях воды. На поверхность поднимаются редко, обычно, когда плохо себя чувствуют. Самцы очень часто вступают между собой в драки. Иногда и самки дерутся с самцами и между собой.

Солнечный свет рыбки переносят плохо. Поэтому аквариум должен находиться в затененном месте со слабым верхним светом. Из растений в аквариуме с неоновыми рыбками наиболее подходят эхинодорусы (все виды) и криптокорины. На дно аквариума желательно опустить куски вываренного торфа. Рыбки эффективнее смотрятся на темном дне и черном заднем фоне. Нерестятся в общем аквариуме и это можно довольно часто наблюдать по утрам. Однако в таких условиях мальков получить не удается.

При содержании неонов желательно регулярно (два раза в месяц) подменивать одну треть воды на свежую (отстоянную и с температурой одинаковой с аквариумной).

Корм должен быть только живой. Лучше всего кормить неонов циклопом, дафнией, трубочником и мелким мотылем. Очень охотно поедают рыбки энхитрею, но увлекаться таким кормлением не следует, так как от этого корма они жиреют и теряют способность давать потомство. Аэрация в аквариуме не обязательна: неоны легко приспосабливаются к снижению и суточным колебаниям содержания кислорода в воде.

Если просто содержание неонов доступно даже начинающему аквариумисту, то разведение их под силу только опытному. Делают это обычно двумя способами.

При первом способе производителей сажают на нерест только парами.

Нерестилищами служат небольшие стеклянные банки (можно из оргстекла) размером 15x15 сантиметров в плане.

Второй способ нереста - стайный, когда сажают одновременно несколько рыбок (от 15 до 20 штук). В этом случае необходим аквариум из оргстекла емкостью 30 литров при глубине воды 20-25 сантиметров. Стайный способ разведения гораздо эффективнее и дает большой выход мальков.

Для нереста следует подбирать молодых самок с припухшим брюшком и сильных стройных самцов. За две недели до нереста самцов и самок рассаживают в разные аквариумы. Еще лучше нерестящихся рыб содержать все время отдельно, чтобы не перепутать с другими, малоактивными в этом отношении.

Вода должна быть подготовлена специально. Обычно используют дистиллированную. Вода обессоленная (в колонках с ионообменными смолами) тоже дает неплохие результаты.

Дистиллированная вода должна быть обязательно выстояна на свету в течение двух недель. В воду, обессоленную ионообменными смолами, рыбок можно помещать на следующий же день.

Необходимо контролировать показатели воды. Жесткость ее должна быть от 0,5 до 3° dH, pH - 5,5 — 6, температура постоянно 23°.

При составлении воды нужной жесткости в дистиллированную или химически обессоленную воду добавляют кипяченую водопроводную.

Главное условие для разведения - предельная стерильность в нерестилище.

На дно помещают прокипяченные ивовые корешки и небольшой кустик цейлонского папоротника. Нерестилище должно находиться в полумраке. За день до нереста производителей перестают кормить. Их сажают в нерестилище вечером, а на следующее утро, как правило, происходит нерест, который длится 2-3 часа. Если по каким-либо причинам рыбки не отнерестились, их можно оставить в нерестилище еще на одни сутки. Через 5-6 икрометаний с интервалом в 6-7 дней производителям дают отдохнуть примерно месяц, после чего они снова могут быть использованы для нереста.

Икра неонов очень мелкая и прозрачная, во время нереста падает на дно. Отнерестившихся рыбок отсаживают, а банку с икрой закрывают черной бумагой. Через 20 часов при температуре воды 23-24° появляются очень мелкие прозрачные личинки, их следует прямо на свету отделить от погибшей икры. В воду нужно добавить трипафлавин и поставить банку в темное место. На пятые сутки мальки начинают горизонтально плавать. В это время им надо дать корм (инфузорию туфельку) при слабом освещении. Еще через несколько дней можно переходить на живую пыль. Мальки питаются только живым кормом, и на 10-12-й день их необходимо пересадить из нерестовой банки в просторный аквариум со старой водой, хорошо засаженной растениями. Предварительно жесткость воды в нерестилище постепенно повышают до обычной в аквариуме для содержания, так же постепенно уравнивают температуру.

При развитии личинок и мальков существуют два опасных момента (периода): когда мальки начинают плавать (появляются дергуны) и когда начинают окрашиваться (подвержены грибковым заболеваниям). В возрасте шести недель мальки плавают стайкой по всему аквариуму и быстро растут.

Продолжительность жизни неоновых рыбок 3-4 года.

Основное заболевание - так называемая «неоновая болезнь» (плистофороз), которая внешне выражается в потускнении окраски общей и светящейся полосы. Лечению это заболевание, к сожалению, не поддается. Пораженных рыб необходимо уничтожить.

Половой зрелости Hyphessobrycon innesi достигают в возрасте 6-7 месяцев. Нерестятся до самой старости в течение всего года. Но лучшее время для этого - весна и осень.

Красный неон (Paracheirodon axelrodi)

Первые экземпляры красного неона появились в нашей стране в 1961 году.

Родина этой рыбки - Бразилия, Венесуэла, Колумбия, лесные неглубокие водоемы (озерки, ручьи, заводи) в притоках верхнего течения рек Риу-Негру и Ориноко.

Рыбки довольно крупные, достигают в длину 5,5 сантиметра.

Вдоль тела у них, от глаз и до основания хвостового плавника, проходит широкая, прямая, ярко светящаяся полоса. В зависимости от освещения полоса эта окрашена то в ярко-зеленый, то в голубой, то в цвет латуни. Бока рыбки и ее жаберные крышки ярко-красные. У основания хвостового плавника, там, где кончается светящаяся полоса, красный свет очень интенсивен. Далее он переходит в малиновый и распространяется на отдельные лучи хвостового плавника. Спинка блестит оливково-зеленым цветом. Глаза окрашены так же, как светящаяся полоса. По нижней части брюшка проходит очень тонкая серебристо-белая полоска, которая более четко выражена у самок. Все плавники прозрачные. Края спинного и анального плавников имеют голубовато-белую окантовку. Чешуя довольно крупная и отчетливо видна, особенно на светящейся полосе. В темноте эта полоса почти совсем тускнеет и вместо нее появляется широкая и короткая сине-фиолетовая. Красный цвет меняется на светло-коричневый.

Мнения о правильном содержании и разведении красных неонов, как у наших аквариумистов, так и у зарубежных, очень противоречивы и спорны.

На мой взгляд, это объясняется тем, что красный неон все еще мало изучен, плохо акклиматизировался в аквариуме.

Первые опыты разведения красных неонов, проведенные в нашей стране в 1961 году, не увенчались успехом. Это заставило меня более тщательно заняться вопросом размножения рыбок.

Осенью 1963 года я получил из Венгрии десяток молодых неонов длиной около 2 сантиметров. Рыбок поместил в стеклянную банку размером 30x30x40 сантиметров с мягкой, слегка кислой водой, имеющей температуру 26°. Через несколько дней я заметил, что рыбки берут корм. Из аквариума с мягкой водой пересадил их в обычный аквариум размером 100x30x25 сантиметров с жесткой (12° dH) водой и температурой 25-26°. Воду аэрировал. Рыбки получали разнообразный корм, и стали быстро расти. К февралю 1964 года они достигли хорошего развития и можно было определить их пол. У самок появилось брюшко, и они были гораздо крупнее самцов.

Чтобы стимулировать нерест, я посадил неонов попарно в стеклянные прямоугольные банки емкостью 10 литров каждая с мягкой торфленой водой и температурой 27°. Но спаривания не произошло, несмотря на то, что самки уже набрали икру.

После такой неудачной попытки я разделил рыбок и отсадил в стеклянные банки с обычной старой водой до средней жесткости при температуре 25-26° и верхнем освещении.

Через неделю рыбок посадил на нерест повторно. На этот раз всех вместе (то есть 6 самцов и 4 самок) в банку 30x30x40 сантиметров, без грунта. По бокам банки поместил кусты ивовых корешков, а из растений - цейлонский папоротник. Вода была торфленая до янтарного цвета, очень мягкая (1 -1,5° dH) бидистиллят, слабокислая (pH - 6,2) с температурой 23-24°. Свет верхний, слабый. С трех сторон банку затемнил черной бумагой.

Нерест начался на третий день поздно вечером и продолжался около 4 часов. Сам процесс нереста очень интересен и о нем стоит рассказать подробно.

Сначала рыбки вели себя активно и плавали у стенки вверх и вниз. Перед спариванием самцы начинали интенсивно сновать между растениями и ивовыми корешками в погоне за самками. Самки также интенсивно плавали, не прячась среди растений. Во время таких брачных игр самец настигал самку, стремящуюся к поверхности воды, и в 3-4 сантиметрах от поверхности прижимался к ней сбоку всем телом. Рыбы начинали кружиться по окружности очень маленького диаметра и после 2-3 оборотов разлетались в разные стороны по касательной. В этот момент и появлялись икринки (от 7 до 10 штук), которые медленно падали на растения и на дно банки. Производители жадно поедали икру. Чтобы спасти икринки, пришлось прикрыть черной бумагой свет, и в банке наступил полумрак. Нерест продолжался, причем очень бурно. Были такие моменты, когда все четыре самки в одно и то же время выметывали икру.

К концу нереста самки стали уходить от самцов в нижние слои воды и прятаться в растениях. В этот момент я посадил неонов в аквариум с обычными условиями, где еще некоторое время они находились в возбужденном состоянии, особенно самцы.

Всего нерест продолжался около 2,5 часа. Икринки были очень мелкие, слабо янтарного цвета. Банку я полностью затенил черной бумагой. Через 24-26 часов появились очень маленькие прозрачные личинки. Я отделил их от погибшей и неоплодотворенной икры и поместил в другую банку размером 15x15x25 сантиметров. В воду немного добавил трипафлавина.

На шестые сутки личинки поплыли горизонтально. С этого момента банку освещал рассеянным светом и дал личинкам первый корм.

Первые четыре дня мальки получали инфузорию туфельку, хорошо ее поедали и росли. Так как дальнейшее кормление инфузорией нежелательно (приостанавливается рост и нормальное развитие мальков, и они гибнут на 12-15-й день) на пятый день я перевел молодь на кормление коловраткой и живой пылью. Кормил несколько раз в день, чтобы корм в банке находился постоянно. Каждый день в нерестовые с мальками доливал 200 миллилитров старой аквариумной воды, чтобы постепенно повысить жесткость и подготовить молодь к переводу в обычный аквариум.

Первое время мальки были малоподвижными и большей частью держались под листочками растений и в ивовых корешках.

В двухнедельном возрасте неоны стали брать мелких циклопов. В это время у хвоста обозначилась светящаяся полоса. На третьей неделе эта полоса появилась полностью, и начали светиться глаза.

В возрасте пяти недель мальки полностью приобрели окраску и форму взрослых рыб, и я пересадил их в просторный аквариум.

В 1965 году производители красного неона размножались более охотно. Наблюдались случаи парного размножения, но при этом, как я установил, мечущую пару нельзя смешивать с другими особями, иначе спаривание не произойдет.

Время нереста красных неонов - ноябрь и апрель. Но может быть в этом году уже акклиматизировавшиеся у меня рыбки будут метать икру и в летнее время. Тогда выкормить мальков станет гораздо легче. Это способствовало бы более широкому распространению красного неона в аквариумах любителей. Ведь сейчас красного неона успешно разводят многие любители; правда, в малых количествах. Ведь все же эта рыбка считается трудно разводимой.

Кусков Л.

(Окончание следует...)