Окно в подводный мир

Удивительно, до чего редко встречаются любители аквариума, увлекающиеся рыбной ловлей, а еще реже - рыболовы, занимающиеся аквариумистикой. Удивительно потому, что и те и другие посвящают много времени изучению водоемов и их обитателей.

Между рыболовами и аквариумистами столько же сходства, сколько и различий. Это как бы два противоположных потока движения на одной улице. Рыболов выходит из дома и направляется на водоем, чтобы встретиться с природой. Аквариумист же частичку природы приносит в свой дом. Рыболов при всем своем желании не может с берега или с лодки познать жизнь подводного мира во всех взаимосвязях и взаимозависимостях. Аквариумист, напротив, имеет возможность наблюдать процессы, протекающие в водной среде более того - может сам моделировать и "запускать" эти процессы, влиять на них.

Один из крупнейших ихтиологов мира советский ученый Лев Семенович Берг говорил: "Если положить на одну чашу весов то, что мы знаем о рыбах, а на другую - то, что мы еще не знаем о них, то первая чаша перевесит вторую не так уж сильно. Рыбы находятся в воде, среде, где человек бывает лишь кратковременным гостем". Это в полной мере относится ко многим рыболовам, которые остаются гостями на водоеме. Аквариумист перестал быть таким "гостем" жизнь рыб проходит на его глазах, и от его наблюдательности, терпения, интеллектуального уровня зависит, что и сколько заметит он в тех сложных процессах, которые происходят в непривычной для нас водной среде. Аквариумист непрерывно делает открытия - большей частью, конечно, для себя. Но порой открытие любителя оказывается важным и интересным и для других, а случается, что оно существенно и для науки.

Живые и неживые составные части водоема образуют своеобразный сверхорганизм, называемый биогеоценозом. Любая рыба включена в биогеоценоз и взаимодействует с его различными элементами посредством множества связей. Знание этих связей необходимо вдумчивому рыболову. Например, какова зависимость между теми или иными рыбами и водными растениями, какое влияние на рыб оказывают свет и тень, температура воды, ее химизм? Наконец, как в целом живет биогеоценоз водоема?

На все эти вопросы дает ответ аквариум - модель водоема. Мы имеем возможность наблюдать все процессы жизнедеятельности элементов биогеоценоза. Более того, мы можем влиять на эти процессы: ускорить период становления, продлить фазы молодости и зрелости водоема, предотвратить его деградацию. Если бы все понимали эти процессы, может быть, меньше было бы случаев варварского, потребительского отношения людей к природе.

Большой интерес вызывает поведение рыб. Возьмем, например, рыбьи стаи. Проследить за их формированием, взаимоотношениями особей в природных водоемах весьма трудно. А ведь стая - это сложнейший и очень важный приспособительный механизм, позволяющий выживать отдельным ее членам. В стае рыбы и кислорода потребляют меньше, и мигрируют в водоеме успешнее, и кормятся лучше, и от хищников спасаются надежнее.

Стаи бывают разные. У одних рыб они простые, где лидером на краткий миг может стать любая рыбка (ситуативный лидер), у других - стаи сложные, иерархические. Каждая особь в них прочно занимает определенную ступень соподчинения, то есть подчиняется всем, кто выше ее и командует теми, кто ниже. При этом постоянно проверяется право на власть.

Как возникает иерархическая ступенчатость, каким путем, с помощью каких действий те или иные рыбы занимают ступени власти? Каким образом в простой стае лидер на одну ситуацию передает команду двигаться всей стае? Каковы межполовые отношения и взаимопонимание у рыб? Как рыбы охраняют "свою" территорию в водоеме, каково при этом поведение "хозяина" и "гостя"? На все эти вопросы можно ответить, наблюдая за жизнью, протекающей в аквариуме.

Занятия аквариумом носят разный характер. Одни просто содержат красивых рыб, другие разводят их, третьи изучают сложные формы их поведения, однако все это - этапы единого процесса познания закономерностей живой природы, требующие от человека различной степени начитанности, эрудированности. Идя от простого к сложному, аквариумист становится разностороннее, образованнее. Поэтому ему понятны многие закономерности и причинно-следственные связи и в естественном водоеме.

Рыболовы могут сказать, что в аквариумах содержат не "наших" рыб, то есть экзотических, которых нет в отечественных водоемах. Но кто вам мешает поселить в комнатный водоем именно "наших" рыб? Пробовали ли вы держать у себя дома щуку, стайку молодых окуней, амурского окуня ауху. змееголова? А линя, язя, амурского сома, пескаря, золотого карася, сазана, карпа?

Видели ли вы, как горчак умудряется ювелирно отложить свои икринки в раковину живого моллюска - этакий естественный инкубатор? Знаете ли, что вьюны - а их в наших водах несколько видов - дышат воздухом через... прямую кишку? Что среднеазиатский дискогнат питает такое пристрастие к водорослевой диете. Что способен вычистить весь аквариум? Я уже не говорю о тех рыбах, которые пока и для ученых - загадка...

И почему только рыбы? Известно ли вам, где находится и как действует "глубиномер" водяного скорпиона? Почему личинки клопа ранатры бегают вверх ногами у поверхности воды? Как узнает о присутствии добычи самый быстрый пловец наших вод - жук-вертячка? Почему охотничья маска личинки стрекозы-коромысла плоская, а у донных видов личинок стрекоз - ковшеобразная?..

Вопросы, вопросы, вопросы... Ответы на них дают наблюдения, книги и размышления над увиденным и прочитанным.

Аквариум - это целый мир, окно в иную среду. И смотреть в это окно всегда интересно. Для любознательных и пытливых читателей мы и открываем в нашем журнале новую рубрику.