Красный разбойник – это великолепно!

Задаваясь вопросом, почему я вообще занялся таким сложным делом, как содержание красных разбойников, я вспоминаю известную истину, что роз без шипов не бывает. Потому что Cichlasoma festae1 – это очаровательное создание с чрезвычайно интересным брачным поведением. Да, это действительно восхительная рыба, я нисколько не преувеличиваю и в доказательство хочу рассказать вам об одном эпизоде. С группой любителей морских рыб я был в небольшом магазинчике для аквариумистов. Все мы издавали громкие охи и ахи, разглядывая рыбу-хирурга, рыбу-ангела и рыбу-клоуна, когда вдруг наше внимание приковала к себе рыбка, находившаяся даже не в морском отделе. Это был самец красного разбойника, и я прекрасно знал, почему он находится в большом аквариуме в одиночестве. Бесспорно, он был совершенно неотразим своей красотой скорее тигра, чем орхидеи. Аквариумисты не скупились на похвалы рыбе, необычно красивой для пресноводного вида. И тогда я рассказал, что это цихлида, а значит, по крайней мере предки ее были морскими рыбами. Цихлиды – вторично пресноводные, некоторые из них и по сей день живут в океане. Кроме того, отметил я, по требовательности к условиям содержания эта рыбка не уступает многим морским видам.

Я говорил то, что знал по опыту. Много лет назад мы с преподавателем естественных наук Джимом Джонсоном пытались содержать красных разбойников в одном из школьных классов. Джим соорудил огромную емкость литров на 1000, и мы купили штук шесть славных подростков. На первых порах дела шли довольно гладко, но потом пришла пора полового созревания и размножения рыб. Джим, страдавший бессонницей, пришел в школу, как обычно, в три или четыре часа утра и с ужасом обнаружил, что две рыбы, образовавшие пару, приступили к уничтожению остальных.

Это случилось в выходные дни, иначе мы смогли бы раньше обнаружить, что происходит, и предотвратить катастрофу. Когда трупы убрали, пара успокоилась и принялась деловито обследовать весь бассейн в поисках подходящего места для откладывания икры.

Но вот настали следующие выходные дни и, когда они прошли, мы увидели, что теперь жертвой стала самка. Мы терялись в догадках, что же было не так, и не находили ответа. Самец избил самку до неузнаваемости, так что она едва могла плавать. В такие минуты даже ученому трудно избежать антропоморфного взгляда на рыб и не судить о них в человеческих категориях: самец предстал перед нами как женоубийца. Я думал тогда, что все мои попытки сделать из Джима аквариумиста будут напрасными, настолько он был расстроен, однако случившееся не отбило у него охоту к содержанию морских рыб, и по сей день у Джима живут его любимцы-цихлиды. Правда, с красными разбойниками было покончено раз и навсегда.

Возможно, причина наших сложностей заключалась именно в том самце. Однако и мы совершали большую ошибку, оставляя рыб без присмотра, особенно в такие продолжительные праздники, как День Благодарения. Быть может, даже перерыв в кормлении вызывает у рыб агрессивность, как в случае с самцом, избившим самку. Но так или иначе красных разбойников, безусловно, можно содержать и наблюдать за тем, как они выращивают свое потомство. Просто за ними нужен глаз да глаз!

При разговорах с другими любителями цихлид, уже имевшими некоторый опыт содержания красных разбойников, я встретился с единодушным мнением о них как о действительно жестоких существах, особенно в ограниченном пространстве аквариума. Как рассказал мне один энтузиаст, его краснохвостый сом вырос до таких размеров, что начал атаковать и поедать даже некоторых крупных цихлид.

Не зная, куда поместить сома (а любителям тропических рыб всегда не хватает аквариумного пространства), он рискнул подселить этого хищника к красным разбойникам, хотя ему как-то не верилось, что у сома удастся отбить охоту нападать на цихлид. Однако действительность превзошла все ожидания: в аквариуме был настоящий разгром, как после военного сражения, сом метался у дна, преследуемый одним из безжалостных красных разбойников, и. прежде чем мой друг успел воспользоваться сачком, выбросился из аквариума.

Подобных трагических историй об уничтожении рыб этими драчливыми цихлидами множество. Один из моих приятелей даже боялся чистить аквариум, так как рыбы, решительно охранявшие свою территорию, набрасывались на его руки. И все же большинство аквариумистов не сталкивалось с ситуацией, когда самец убивает самку. Разумеется, всем, кто держит цихлид, известно, что после удаления молоди оставлять самку без присмотра опасно, так как в этот период агрессивность самца по отношению к ней почти всегда особенно обостряется.

Вероятно, в природе самец покидает самку после того, как их потомство подрастет, и ищет другую партнершу, готовую к нересту. Это разрушает наши представления о цихлидах как о рыбах, ведущих моногамный образ жизни, однако вполне возможно, что многие цихлиды образуют пары только на время нереста, а после того, как удерживавшая их вместе молодь исчезнет, разлучаются. Конечно, некоторые пары сохраняются и на всю жизнь, если только этому не препятствуют природные условия или аквариумист, но это скорее исключение, чем правило. Поэтому после отсадки личинок самцов и самок большинства американских цихлид нужно разделить. Удобным способом решения этой проблемы является установка в аквариуме перегородки, например пластиковой решетки, с отверстиями такого размера, чтобы через них могла проплыть только самка (самцы американских цихлид почти всегда крупнее самок).

Самка может избежать проявления знаков внимания со стороны самца, когда ей этого захочется, и вернуться к нему, когда она будет готова к нересту.

Настоящее латинское название красного разбойника сейчас вряд ли можно считать верным.

Дело в том, что род Cichlasoma постоянно подвергается ревизии. Известный ихтиолог С.Т.Риган разбил его на секции, или подроды. Свен Кулландер в своей последней работе исключил из этого рода значительную часть видов. В результате большинство аквариумистов, а также некоторые ихтиологи либо возвращаются к старому названию Heros, либо заключают Cichlasoma в кавычки, подчеркивая этим, что данный вид, возможно, уже не входит в состав рода. Со временем, вероятно, будет образовано несколько родов для почти 80 существующих видов. Что же касается красного разбойника, исходно известного как Cichlasoma festae, то по крайней мере видовое его название "festae" не изменится.

Красный разбойник получил свое английское расхожее имя отчасти по аналогии с зеленым разбойником (Aequidens rivulatus)2, который появился в аквариумах любителей немного раньше. Оба вида обитают в одном и том же северо-западном регионе Южной Америки, и, по-видимому, конкуренция сделала их такими выносливыми.

Агрессивность красного разбойника с лихвой окупается его многочисленными достоинствами. О красоте этого вида мы уже говорили, однако и семейная его жизнь, как у большинства американских цихлид – это зрелище, от которого не оторвешься. Супружеская пара охраняет и выкармливает личинок совместно, причем кормление происходит двумя путями: родители либо схватывают кусочек пищи и измельчают его, выплевывая в середину стайки, либо выделяют специальную слизь, которая служит своего рода "молоком" для дополнительного вскармливания потомства. Особенно любопытно наблюдать, как родители пасут малышей, подавая им в случае опасности сигналы уйти на дно.

Итак. если вас действительно интересует сочетание неописуемой красоты и захватывающего поведения, красный разбойник-рыба для вас. Только учтите, что вам придется завести очень большой аквариум, причем не только из-за довольно крупных размеров рыбы (20-25см), но и с учетом ее обостренной территориальности, требующей простора. Поддерживайте высокое качество воды при помощи частой ее подмены или высокоэффективной фильтрации. Но самое главное – запаситесь безграничным терпением и научитесь с пониманием относиться к агрессивному характеру этих очень энергичных рыбок.


1 В отечественной аквариумистике рыбу Cichlasoma festae чаще всего называют оранжевой цихлазомой. – Прим. пер.

2 В отечественной аквариумистике эту рыбу принято называть зеленой акарой. – Прим пер.