Больше чем увлечение

Александра Петровича Боброва, старейшего аквариумиста Москвы, знают многие. Еще в пятидесятые, послевоенные, годы, когда аквариумисты начали снова обращаться к своему мирному увлечению и создание какой-то организации для любителей стало просто необходимостью, Бобров был одним из инициаторов и зачинателей этого дела. Сначала была создана секция аквариумистов при Всероссийском обществе содействия охране природы, позже она была преобразована в Московский клуб аквариумистов. С самого момента организации Александр Петрович - постоянный член бюро этого клуба. Трудно пришлось на первых порах - не было постоянного помещения, средств, литературы, не хватало опыта организации.

Постепенно дела налаживались: появились специальные книги, стали собираться семинары.

- Сейчас любители грамотные, - говорит Бобров, - а тогда приходили, чтобы узнать буквально азы, позаимствовать опыт.

Рассказывая, Александр Петрович никогда не говорит лично о ceбе. А ведь это его биография. Сколько лекций прочитал опытный аквариумист в клубе, сколько провел семинаров... А то и просто остановит его кто-нибудь, и Бобров тут же, на месте, дает подробнейшую консультацию.

...Александр Петрович - коренной москвич. Он живет в старой части Москвы в коммунальной квартире. Тесно приходится семье Бобровых в одной комнате. Но - в тесноте, не в обиде... Весь угол комнаты у окна занят П-образной горкой аквариумов. Еще один - самый большой, стопятидесятилитровый, аквариум стоит в противоположном углу, в нише стены. В большом отдельном аквариуме плавают Конго, их перламутровые бока переливаются радугой. Стекло чисто и невидимо до того, что нежность освещенной зелени становится ощутимой. По этим невидимым плоскостям ползают, как утюги, гигантские улитки ампулярии.

- Есть любители одной рыбы, - говорит Александр Петрович. - А мне всегда интересно наблюдать за новыми рыбами.

Он останавливается перед аквариумом, в котором плавают кубанихтис кубензис - небольшие, спокойные и внешне малоэффектные рыбки. Их даже не сразу заметишь среди темно-зеленых листьев. Но Александру Петровичу очень дороги эти переселенцы с Кубы.

Александр Петрович никогда не довольствуется только наблюдениями за новой рыбой. Используя свой богатый опыт, опыт своих коллег, сведения из книг, он старается получить потомство. Конечно, аквариумист сам лучше знает свои удачи и неудачи, но его товарищи по клубу уверены, что Бобров всегда добивается поставленной цели.

Некоторые виды аквариумных рыб Бобров развел одним из первых в стране. К ним относятся бедоция гейи, нотабранхнусы, двухполосый афиосемион и др. Кто был на последней московской выставке в ноябре прошлого года, тот, наверно, запомнил крупных рыб астронотусов в большом треугольном аквариуме, принадлежащих А.П.Боброву. Ему удалось сохранить этот вид, завезенный к нам ранее, и вырастить до таких размеров, что пришлось передать рыб клубу "Нептун". Там, в больших аквариумах, астронотусы отнерестились и дали потомство.

Лучшие помощники Александра Петровича - книги. В библиотеке этого человека, по профессии токаря, много книг по аквариумистике. Здесь и два объемистых тома Н.Ф.Золотницкого, и большинство последних изданий. Есть и немецкий журнал "Аквариум и террариум". Знание немецкого языка позволяет Боброву не только самому применять опыт зарубежных аквариумистов, но и делать обзоры этого журнала в Московском городском клубе.

Александр Петрович Бобров - большой любитель природы. В молодости он исходил почти все Подмосковье. А теперь нет ему лучшего отдыха - как у реки с удочкой. Вот уже который год уезжает он в отпуск на глухие берега Оки, куда-то под Касимов. Только очень уж быстротечны дни отпуска. И если бы дома не было своего уголка природы, не было бы аквариумов... Но такого Александр Петрович и представить себе не может.