Из опыта селекции плятипецилий

Работой по выведению новых пород живородящих рыб я занимаюсь с 1946 года.

Успех работы, на мой взгляд, определяет четко намеченная цель селекции и заранее определенные способы ее осуществления. Первой моей работой была селекция черно-мраморных пецилий.

Черно-мраморная пецилия должна быть, в отличие от светло-мраморной, в основном, черной с белыми пятнами.

Исходным материалом были светло-мраморные пецилии. Рыба эта имеет нежный, приятный перламутровый белый фон туловища с голубым оттенком и яркие черно-бархатные пятна на хвостовом стебле. При разведении светло-мраморных пецилий иногда появляются самцы ярче окрашенные, чем самки. На них-то и было в первую очередь обращено внимание. Для скрещиваний использовались наиболее темные самки. Спустя два года (через четыре поколения селекции) наступил момент, когда самки по окраске стали тождественны самцам. Все это время я строго выбраковывал рыбок с палевым и коричневым нацветом. При этом я оберегал их от ярких лучей солнца и искусственного освещения, так как в этих условиях быстро развиваются блестки и нацвет: окраска перестает быть черно-бархатной. Рыбы размещались в хорошо засаженных аквариумах.

Закономерно в каждом новом поколении черные пятна от хвостов стали приближаться к грудным плавникам. В отношении лучших экземпляров с черно-бархатными пятнами по всему корпусу было применено родственное спаривание.

Черная пигментация стала резко увеличиваться, на черном фоне расположились белые пятна. Цель была достигнута. Черно-мраморные пецилии нашли признание среди любителей, об этом свидетельствует тот факт, что сейчас в Москве трудно найти светло-мраморную пецилию: черно-мраморная почти полностью вытеснила эту рыбку.

В 1949 году появилось новое желание: полностью "закрыть" черно-мраморных пецилий пигментом, сделать их матовыми. С тех пор прошло 9 лет. За

это время я иногда близко подходил к цели. Но заболевание ихтиофтириазисом затормозило дело, сильно сократив племенное ядро. Работа остается все еще не законченной: "заколдованная" белая мордочка упрямо повторяется в каждом новом поколении.

Параллельно с выведением черно-мраморных пецилий я вел работу по выведению зеркальных пецилий – чисто-белых с перламутровым оттенком.

Исходным материалом была опять светло-мраморная пецилия – самка со слабо выраженным черным пятном и обыкновенные светло-мраморные самцы. Я вел выбраковку ярко окрашенных самцов: необходимо было получить самца белого. Прошло 10 пометов и только в 11-м из 23 штук мальков один оказался совершенно белым. Долгожданный белый путем применения инбридинга (с матерью, имеющей небольшое черное пятно) быстро продвинул дело. Все чаще и чаще стали появляться чисто-белые. Строго выбраковывая рыбок с пятнами и нацветами, я пришел к тому, что рыбки мои целиком стали белыми. Но успех недолго радовал меня. Через некоторое время я заметил, что рыбки стали слабыми, плодовитость резко снизилась. Возникла необходимость обновления крови. Для этого была взята слабо окрашенная пецилия "рубра" с желтоватым оттенком.

Сначала появились пегие – белые с красноватыми пятнами и желтовато-красные – рыбки с белыми головами. Восстановились крепость, плодовитость, появились активнейшие самцы.

Выбраковывая пятнистых и оставляя только белых, я получил устойчивую крепкую форму зеркальных пецилий – чисто-белых с приятным перламутровым оттенком. Вся эта работа заняла около пяти лет.

Третья законченная работа – селекция пецилий "мраморная бабочка белая". Эта порода должна была сохранить все признаки белой бабочки, но по бег лому фону корпуса должны были быть разбросаны черные пятна с блестками.

Исходным материалом были белые бабочки и мои черно-мраморные пецилии.

Были заложены две линии: линия самок бабочек с черно-мраморными самцами и линия самок черно-мраморных с самцами бабочек. В том и другом случае строго выбраковывались экземпляры со слабо выраженными черными плавниками и желтыми нацветами. Результаты не замедлили сказаться: появились черные пятна на белом фоне корпуса. Соединив лучших полученных в этих двух линиях, я прочно закрепил достигнутое в конце 1956 года.

Сейчас у меня, помимо черно-бархатной пецилии, четыре незаконченные работы: две сложные – красно-мраморные бабочки и ситцевые меченосцы и две менее сложные – белые и белые с черным меченосцы.

Получение ситцевых и белых с черным меченосцев – работа по восстановлению исчезнувших форм, выведенных любителями Шепелевым и Браше.

Свои работы как законченные, так и незаконченные я демонстрировал на выставке аквариумов в 1957 году. Все три пецилии новых окрасок были признаны новыми породами.