Селекционер милостью божьей

Николай Арефьевич Васильев – это имя в 50– 60-е годы было хорошо знакомо как любителям голубей, так и тем, кто увлекался аквариумными живородящими рыбами, особенно гуппи. И в том, и в другом деле он был превосходным специалистом. Одно увлечение никогда не мешало другому, они даже как бы дополняли друг друга, ведь любовь к природе – это любовь ко всему живому.

Все началось еще в годы его службы в Красной Армии, когда он заведовал "голубиной почтой" (представьте, что существовала такая связь – ничуть не менее надежная, чем всякая другая). Вот тогда-то и проявился у Николая Арефьевича интерес к биологии.

Результатом его "первой любви" явилась книга "Голубеводство", написанная в соавторстве с Н.С.Деркачем. В основу ее легли материалы многолетнего личного опыта и данные отечественной и зарубежной литературы.

Вторая "любовь", как мне кажется, гораздо более сильная, началась после демобилизации из армии – и это уже на всю жизнь. Речь идет об аквариумных рыбах.

Занимаясь живородками, он особо выделял необыкновенно интересную рыбку гуппи. До войны круг любителей гуппи был еще невелик. Но в послевоенные годы вокруг этой рыбки возник настоящий бум. Ее начали активно разводить, а главное – селекционировать с использованием зарубежного материала.

С 1958 года в Москве стали регулярно проводиться ежегодные выставки-конкурсы гуппи, где каждый участник мог продемонстрировать свои достижения.

На VI конкурсе селекционер Б. Конев выставил черных гуппи. Но окраска у них была нестабильной и рыбы получили название темнокорпусных.

А в это время Николай Арефьевич, работая над новой селекционной формой, подбирал материал. За основу он взял с материнской стороны нескольких самок Конева, с отцовской – круглохвостых самцов зарубежной селекции с черным хвостовым плавником, на котором выделялся "полумесяц" желтого цвета. К сожалению, самцы были очень мелкие. Желтое пятно при скрещивании не пропало, но в дальнейшем его окраска сменилась на белую и постепенно пятно исчезло. В результате целенаправленного отбора появились московские черные кругл охвостые гуппи. Это довольно крупная по тем временам рыба, очень насыщенной черной окраски, с правильной формой хвостового и спинного плавников.

Прошло много лет, но я хорошо помню свое первое впечатление от этих гуппи: будто одетые в черные бархатные платья, они помахивали черными плавниками "веерами" (Николай Арефьевич называл их "веслами"). Окраска у них была стабильной, так как селекция велась "на самца". К тому же долгое время их разводили "в чистоте" – отсюда постоянство окраски, величины и формы.

На конкурсе Николай Арефьевич демонстрировал две пятерки: в то время надо было выставлять группу из пяти самцов, а не из трех, как в последние годы. Это показывало, что у селекционера много рыбы и она хорошо "отработана".

Но всему свое время. В дальнейшем появились вуалевые гуппи, от круглохвостых черных осталась только память. Помним мы и об их создателе – хорошем, добром талантливом человеке, вкладывавшем душу во все, чем увлекался.

В этой связи нельзя не сказать о занятиях, которые проводил Н.Васильев в Московском клубе аквариумистов. Обладая огромным опытом, он ничего не таил от других аквариумистов и старался передать им все, что знал. Я присутствовал на занятиях, когда он анализировал работу каждого селекционера и давал необходимые рекомендации. Интересны были и его отчеты о прошедших конкурсах гуппи, публиковавшиеся в журнале "Рыбоводство и рыболовство".

В память о Николае Арефьевиче Васильеве я храню книгу "Голубеводство" с короткой, но теплой дарственной надписью. До сих пор сожалею, что у него так и не хватило времени для написания книги о гуппи. А материалов у него было более чем достаточно и о самой рыбке, и о российских селекционерах, имевших немало достижений.