Мои летучие питомцы

Оригинальная рыбка стерникла (Gasteropelecus sternicla L., 1958) из семейства Gasteropelecidae отличается весьма своеобразной внешностью. Почти прямая спина с сильно отнесенным назад небольшим спинным плавником и оттянутый книзу живот делают ее похожей на топор. Если же смотреть спереди, то тело выглядит клинообразным, что в сочетании с громадными грудными плавниками позволяет рыбке молниеносно выскакивать на поверхность воды и совершать полеты на расстояние до 2–3 метров.

Окраска тела очень скромная: коричневые тона на спине плавно переходят в серебристые на брюшке. Все плавники сероватые, полупрозрачные. Самки несколько крупнее и полнее самцов. Максимальная длина 4–4,5 сантиметра.

В природе стерниклы обитают в быстротекущих водах рек Гайаны и Тринидада, населяя верхние слои, богатые кислородом и хорошо освещенные солнцем. Поэтому содержать их лучше всего в аквариуме "тропического леса". Густые заросли растений, как подводных, так и плавающих на поверхности, должны чередоваться с открытыми участками. Освещение комбинированное – люминесцентные лампы и лампы накаливания. Кроме того, желательно, чтобы аквариум хотя бы немного освещался и естественным светом.

Вода используется мягкая, со слабокислой реакцией, температура 24–26°С. Обязательное условие при содержании этих рыб – наличие тока воды, создаваемого либо механическими помпами, либо эрлифтными фильтрами.

Рацион питания такой же, как для большинства мелких харациновых, с добавлением насекомых – комаров, мух. Зимой, когда этих насекомых нет, я прибегаю к следующему способу. Регулярно при кормлении мотылем вношу в аквариум дополнительную порцию. Мотыль, закопавшись в грунт, через некоторое время превращается в куколку, а затем в комара, которого рыбки тут же поедают. Следует заметить, что корм, опустившийся на дно, остается нетронутым.

Аквариум, где содержатся стерниклы, необходимо плотно закрывать стеклом (щели не должны быть более 5 миллиметров).

Гормональные инъекции, сделанные двум парам рыб, позволили мне наблюдать нерест стерникл. Уже через 5–6 часов самцы стали проявлять активность. Они постоянно находились около одной крупной самки, державшейся в стороне от основной струи воды, и старались переместить ее на течение. Движения рыб напоминали порхание бабочек.

Брачные игры продолжались около полутора часов. В конце концов самка вместе с самцами стала носиться в самом верхнем слое воды, нередко выскакивая из нее и пролетая до одного-полутора метров. В один из таких прыжков появилось маленькое облачко из мельчайших бледно-зеленых икринок (около 0,6 миллиметра в диаметре), очень быстро уносимых течением. Икринки приклеивались к небольшим кустикам мириофиллума и лимнофилы, вытянувшимся по течению. Через полчаса икринки увеличились в размере до полутора миллиметров.

Вскоре к нерестящимся рыбам (самка и два самца) подключилась вторая самка. Нерест продолжался около часа. За это время в общей сложности было выметано около 200 икринок. По окончании нереста я удалил производителей из аквариума.

Через 6 часов основная масса икры побелела, а затем покрылась сапролегнией. Из оставшихся оплодотворенных икринок через сутки появились мельчайшие личинки с зеленоватым желточным мешком. Они постоянно находились в движении, поднимаясь к поверхности воды.

На четвертые сутки это уже были полностью сформировавшиеся мальки. Они держались стайкой в токе воды, создаваемом небольшим эрлифтным фильтром. Я попытался выкормить их науплиями циклопов, коловратками и пр., но мальки такой корм не брали и через два дня погибли. Судя по всему, в природе их пища в этот момент состоит из каких-то мельчайших насекомых.