Питерская "Птичка"

Давным-давно, в пятидесятые годы. на весь Ленинград приходилось всего два зоомагазина. Мальчишкой я втайне от родителей частенько посещал их. Чаще бывал в том, что на Петроградской стороне, у Сытного рынка. Магазинчик был крошечный. Справа торговали рыбками, слева птицами и морскими свинками. Прямо у кассы друг над другом стояли два огромных по тем временам метровой длины аквариума. В верхнем плавали большущие серо-коричневые гурами, а нижний почему-то всегда был неухожен, покрыт зелеными водорослями.

Рыбье население тех лет не блистало разнообразием: вуалехвосты, гуппи. меченосцы, данио-рерио, макроподы, иногда гурами и скалярии - вот и весь ассортимент. Иногда "для плана", как говорил директор магазина Константин Аркадьевич Смирнов, откуда-то привозили молоденьких золотых язей - орф.

Магазин этот существует и поныне, но рыбами теперь здесь уже не торгуют - полки заполонили корма для кошек и собак. Впрочем, рыбок и другую живность редко можно встретить и в новых зоомагазинах, появившихся в последние годы чуть ли не в каждом дворе. Зато в некоторых рыбьему разнообразию можно подивиться. Чего здесь только нет! Дискусы, рыбы-ножи. пираньи - это типичные обитатели великолепных аквариумов-витрин в магазинах типа "Золотой рыбки". Наряду с диковинками большущими стаями плавают рыбы попроще гуппи, барбусы, харациновые. В последнее время практически постоянно в продаже водные растения, ассортимент которых также достаточно широк.

И все же основная масса любителей аквариума пополняет свои комнатные водоемы. покупая рыбок и растения на рынке. Причина проста товар этот на рынке намного дешевле. Кроме того, сегодняшний рынок это своеобразный клуб, где можно узнать о последних новинках, поделиться своим опытом, без особых хлопот продать излишки своих рыб и растений ведь к магазинам постоянные поставщики-монополисты чужаков не подпускают.

Полюстровский рынок (не так давно он назывался Кондратьевским), а в простонародье Птичий или Рыбный, расположен в десятипятнадцати минутах езды от Финляндского вокзала. Когда-то, лет тридцать-сорок тому назад, территория, где торговали аквариумными обитателями, занимала огромную площадь, сопоставимую с той, что отведена под Калитниковский в столице.

Шло время, менялись возможности людей, свое свободное время им все чаще приходилось тратить не столько на увлечения и отдых, сколько на заботу о хлебе насущном. В начале девяностых в иные выходные аквариумный ряд насчитывал не больше 30 человек. В последние годы ситуация стала выправляться. Чем же богаты ныне рыночные прилавки?

При входе под длинный узкий навес, куда рыночная администрация поместила аквариумистов. расположились торговцы кормами для рыбок. Здесь царит полный матриархат. Почти круглый год можно приобретать для "рыбьего стола" живого мотыля местного (среднего размера) или мелкого лиманного, которого привозят за тридевять земель с отмелей Азовского моря.

Есть в продаже и личинки комаров-луговиков. называемые крупным мотылем и пригодные скорее для рыбалки. Не думаю, что кто-то кормит своих крупных рыб столь дорогим деликатесом.

Мелкий лиманный мотыль сохраняется много лучше местного, но он менее популярен. По-видимому сказывается расхожее мнение. будто этот корм не очень полезен рыбам, якобы со временем рыбы, выращенные на таком мотыле перестают размножаться Так ли это, ни утверждать, ни опровергать не берусь.

До всяческих экономических реформ спичечный коробок мотыля стоил 20-30 копеек, теперь 20-30 рублей. Оптом много дешевле 160-200 рублей за килограмм.

Если в торговле мотылем бывают сезонные паузы, вызванные паводковыми разливами или выходом из личинок комаров, то трубочник имеется в продаже круглый год. Старые питерские аквариумисты говаривали, что до войны этих червяков у нас не было. Экспансия трубочника с юга связана как со сбросом в водоемы теплых сточных вод, так и с их общим загрязнением. Известно, что в сырых, периодически заливаемых водой (в том числе и канализационной) подвалах некоторых домов часто встречаются скопления трубочника, можно сказать, в промышленных масштабах.

Почти всегда есть в продаже коретра. Живую дафнию и циклопа продают в других местах, там, где торгуют рыбками. Один литр "живой пыли" средней густоты стоит 10-20 рублей. В зимнее время бывает замороженная дафния. Заметную долю составляют искусственные корма торговых марок SERA и Tetra. Завершают сей нехитрый список кустарно высушенные дафния и гаммарус.

Рядом с кормами ведется торговля аксессуарами. Аквариумные принадлежности представлены в широком ассортименте. Здесь можно найти практически все: от элементарной присоски до мощного фильтра-насоса часовой производительностью в пару тонн воды. Электрика в основном польского или китайского производства. Есть также итальянское и немецкое оборудование, но оно много дороже. Нет проблем с подбором освещения: почти всегда имеются в продаже импортные люминесцентные лампы разной мощности и спектра. Некоторые товары, такие. как. например, приборы для измерения рН или редокспотенциала воды, на рынке не продают, поскольку спрос на них невелик из-за запредельной для подавляющего большинства любителей цены. Но получить даже такую технику по заказу можно в течение двух-трех недель.

У всех продавцов аксессуаров цены одинаковые, и остается удивляться, как они существуют в такой бесконкурентной борьбе. Еще удивительнее. что в магазинах все это стоит на 20-30% дешевле. Вероятно, выручает то, что местные коммерсанты знают о своем товаре больше продавцов зоомагазинов и могут дать соответствующую консультацию. Хотя о самых последних достижениях аквариумной индустрии Запада информации явно не хватает. В частности, ни у кого из торгующих мне не удалось узнать, что им известно об оборудовании по обогащению воды углекислым газом или о новейших препаратах для борьбы с водорослями (например, "Проталон-707" фирмы ESHA).

Своеобразный островок в павильоне торговля аквариумами. Появление доступных силиконовых герметиков и великолепного полированного стекла дало возможность массово изготавливать бескаркасные аквариумы любых размеров и форм. Аквариум литров на сто можно купить где-то за 500 рублей.

И вот, наконец, мы добрались до основной цели нашего посещения рынка рыб и растений. Под кровлей навеса около 150 торговых мест. В выходные все они заняты постоянными продавцами. Некоторые оборудованы полкой для витрины-переноски с рыбами.

К прилавкам подведено электричество, что дает возможность выигрышно подсветить товар и подогреть воду. Большинство продавцов пользуются обычными лампами, зачастую приспособив для этого тривиальные настольные светильники. Но в последнее время все чаще для подсветки используют специальные лампы. спектр которых усиливает цвета водной флоры и фауны. Фосфоресцирующий блеск неонов и светящиеся полоски дискусов при таком освещении вызывают у покупателей неотвратимое желание обязательно купить такую прелесть.

Аквариумисты люди увлекающиеся, причем их увлечения не всегда разумны. Издавна мягчайшая невская вода была прекрасным подспорьем в содержании и разведении харацинид. Лет двадцать назад они в продаже были представлены тремя-четырьмя десятками видов, теперь в редкие дни от силы можно увидеть десять-двенадцать. Совершенно пропала трехполосая тетра, большинство видов нанностомусов, не стало копеин. Перечислять исчезнувшие виды можно долго и не только среди харацинид.

Такая же картина с барбусами, апистограммами, многими другими южноамериканскими цихлидами. Зато на удивление много ньясовских видов, которым едва ли подходит наша водопроводная вода с dGH 2-4.

Вспоминаю, как в 1957 году попала ко мне книга Ганса Фрея "Аквариум от А до Z". Ничего не понимая в немецком, я с завистью разглядывал картинки с изображениями лабео, боций, акантофтальмусов, дискусов, сомов-страшилок. Тогда казалось, что эти редкости никогда не попадут в наши аквариумы, а сегодня это самый обычный товар. Технология размножения проблемных рыб с помощью гормональных инъекций широко освоена и принесла обильные плоды.

И последний пункт программы посещения рынка - растения. Ими торгуют, разложив в плоские пластиковые кюветы. Всех продающих растения можно поделить на две категории: реализующие свои растения и перекупщики. Первых существенно больше.

Но для поддержания торговой марки и они не брезгуют подкупать чужие. Стало заметно меньше откровенной "липы": если в продаже и появляются условно водные растения, продавцы, как правило, информируют об этом несведущих покупателей.

Существенное ухудшение качества невской воды ощутимо ударило по любителям водной флоры. Не стало былой коллекции эхинодорусов, криптокорин. И если встречаются отдельные мощные кусты растений этих родов, то почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что это либо привозные, не питерские экземпляры, либо выращенные в привозной воде.

Невская вода, поступающая в городской водопровод. вытекает из Ладожского озера и отличается мягкостью. Содержать и разводить в ней многие сложные растения, как известно, очень трудно из-за нестабильности ее гидрохимических параметров.

Литосфера на территориях южнее Невы составлена в основном известковыми породами, поэтому природные воды в этой части Ленинградской области существенно отличаются от невской. Жесткость воды в реке Оредеж, например, вышe 20 градусов. В южном пригороде Санкт-Петербурга Красном Селе вода также имеет высокую жесткость.

Отдельные растениеводы привозят воду из водоемов с жесткой водой и добиваются определенных успехов в выращивании многих сложных растений. Но, во-первых круг таких "садоводов" очень узок, а во-вторых, и растения, попадая в обычную невскую воду, деградируют в течение нескольких недель и если не погибают совсем, то влачат жалкое существование.

Конечно, ни в какое сравнение с московской "Птичкой" наш рынок ни по масштабам, ни по разнообразию идти не может. И все же, учитывая возобновление интереса к аквариуму, надеюсь, что постепенно на прилавки нашего рынка вернется былой размах, несущий покупателям и продавцам радость общения на почве обоюдной любви к обитателям подводного мира.