Сделать декоративный аквариум, вырастить замечательную рыбу, подобрать интересную корягу и красиво обсадить ее растениями — это только одна часть дела. Дальше появляется проблема — как показать эту красоту другим, не каждого ведь позовешь в гости, тем более, что интересующиеся люди могут жить на другом континенте и ты их в глаза не видел, а только общаешься с ними через всемирную паутину. К тому же все прекрасное когда-нибудь кончается, рыбы умирают, аквариумы тоже стареют, обрастают водорослями и меняют интерьер. Но хочется ведь сохранить все это если не для потомков, то хоть для себя любимого и потом, через годы вспоминать, «вот ведь, однако, как здорово тогда у меня получилось». И тут естественно, на помощь нам приходит фотография. Надо сказать, что в силу специфики аквариумного освещения, из-за различных преломлений и отражений света на стенках водоема с водой, фотографирование аквариума и его обитателей является очень непростой задачей. Даже если вы уже опытный любитель и набили руку на съемках любимого Мурзика и других членов семьи, с аквариумом вас может ждать полное фиаско. С другой стороны, в связи с широчайшим развитием в последнее время цифровой техники, фотографирование всего и вся становится массовым увлечением. Поэтому все чаще многие люди обращаются ко мне за консультацией по этому вопросу. Ну что ж. С удовольствием постараюсь вам в этом деле помочь.
На верхней иллюстрации хорошо видны обе проблемы,
связанные с ярким естественным освещением помещения.
Сама комната освещена нормально, окно пересвечено,
а аквариум слишком темный. Это связано с ограниченной
фотографической широтой как пленки, так и матрицы
цифровой камеры. Фотографическая широта — это десятичный
логарифм от разницы между максимально и минимально
возможной яркости, которую мы можем зафиксировать
на одном кадре. Среднее значение этого параметра как
для пленок, так и для цифровых матриц равно 3,0.
Т.е. яркость хорошо проработанных предметов на снимке
может отличаться не более чем в тысячу раз.
Все остальное будет либо совершенно белым, либо черным.
На первом демонстрационном снимке это можно проиллюстрировать,
например, таким образом: мы можем изменить экспозицию так,
что окно не будет пересвечено, но тогда интерьер комнаты
будет слишком темным, а аквариум станет совсем черным.
Наоборот, если мы установим экспозицию для нормальной
проработки аквариума, то почти вся комната
станет слишком яркой или вообще белой.
На нижнем снимке аквариум получился слишком ярким.
Попробуем теперь малость добавить комнатного освещения.
Canon EOS 300D, объектив Sigma 17-35,
фокусное расстояние 21 мм, диафрагма 5,6,
выдержка 2с, ISO 200.
Теперь вроде бы все нормально, только картинка немного
темновата и еще надо убрать яркие «уши», светящие из-под
крышки аквариума.
Canon EOS 300D, объектив Sigma 17-35,
фокусное расстояние 21мм, диафрагма 11,
выдержка 1 с, ISO 100
А вот хороший пример того, что снимает не камера, а фотограф.
Этот кадр сделан простейшей «цифромыльницей» Canon A-400,
но не просто так, а с учетом большинства рекомендаций автора.
Выдержка 1с, диафрагма 3,8. Штатив, вспышка выключена,
баланс белого «для ламп накаливания»
Ограниченное освещение, а также большое количество отражений и преломлений света на стенках аквариума делают его весьма сложным объектом для фотографирования. Для начала попробуем разделить задачи и выделить различные аспекты или жанры аквариумной съемки. Основных задач обычно три. Первая — это аквариум в интерьере, когда мы должны красиво снять водоем вместе с окружающей обстановкой. Вторая — съемка внутреннего интерьера аквариума целиком, либо его фрагмента. Третья — съемка обитателей аквариума — растений, рыб и других животных. Кроме этих главных направлений фотографирования можно упомянуть еще макросъемку через микроскоп (съемка водорослей, различных паразитов и мелких беспозвоночных животных), а также жанровое фотографирование рыб и животных, демонстрирующее их поведение, например, во время нереста. Все эти задачи решаются по-своему, каждая из них требует вполне определенных характеристик камеры и дополнительных принадлежностей.
Часть 1. Аквариум в интерьере
Это, пожалуй, самый простой жанр аквариумной фотографии, но некоторая специфика здесь все же есть. Съемка обычно производится обязательно с отключенной вспышкой, со штатива, с ручными установками экспозиции. Для съемки интерьеров чаще всего требуется максимально возможный угол зрения объектива, поэтому объективы с переменным фокусным расстоянием обычно зуммируются на короткий конец.
Идеальное время для съемки аквариума в помещении — вечер или ночь, естественное освещение с улицы способно испортить нам результат двумя способами. Первая проблема — слишком яркое освещение. Комната, стены и мебель выглядят красиво, снимать легко, все хорошо проработано, но сам аквариум при этом теряется. Чаще всего хочется показать аквариум как акцент интерьера, но при хорошей освещенности помещения штатное освещение аквариума всегда сравнительно мало и аквариум выглядит тускло, теряется на фоне яркой комнаты. Вторая проблема — в ярко освещенной комнате стенки аквариума бликуют и дают ненужные нам отражения. Эту проблему можно уменьшить применением поляризационных фильтров, но только весьма частично.
В общем, нам требуются такие условия съемки, когда яркость аквариума превышает яркость интерьера. Можно увеличить штатное освещение аквариума, можно завесить окна плотными шторами или закрыть жалюзи. Но проще всего подождать до вечера, тогда нужное нам условие выполнится естественным путем.
Второе. Интерьерная съемка в подавляющем большинстве случаев требует резкости предметов как на переднем, так и на заднем плане. Большая глубина резкости достигается сильным закрыванием диафрагмы объектива. Обычно это значения в пределах 8—16 или даже более. Такая диафрагма в сочетании с умеренным освещением требует длительных выдержек, обычно от 1/2 до 30 секунд. Естественно, снимать с рук с такими выдержками невозможно, поэтому необходим штатив. Если камера позволяет ручные установки экспозиции, то точное значение выдержки лучше подобрать вручную экспериментальным путем. При съемке с приоритетом диафрагмы выдержка установится автоматом, при этом желательно ввести отрицательную коррекцию экспозиции примерно —1/2 EV. Такую же коррекцию, т.е. небольшую недодержку, очень рекомендую сделать при съемке полностью автоматической камерой. На всякий случай повторюсь, что во всех случаях мы здесь говорим про съемку исключительно с отключенной вспышкой.
Дальше, при съемке со штатива нам потребуется либо дистанционное управление (что есть у весьма многих современных камер), либо надо снимать с задержкой срабатывания затвора (это есть практически во всех аппаратах). Без этого условия небольшие колебания камеры в момент нажатия на кнопку спуска могут слегка смазать картинку.
Последний важный момент — правильная цветопередача. При использовании традиционной технологии за это отвечает правильный выбор пленки, кое-что можно подправить специальными светофильтрами, плюс некоторая коррекция цвета возможна при печати. Цифровая же фотография в этом плане имеет огромное преимущество, т.к. в большинстве случаев мы можем установить правильную цветопередачу прямо во время съемки для любого освещения. Последующая обработка на компьютере также позволяет скорректировать результат в очень широких пределах. Во время цифровой съемки мы можем обычно пойти следующими путями:
1. доверить это дело автомату;
2. выбрать баланс белого вручную из набора предустановленных значений;
3. установить баланс белого вручную по белому листу;
4. сохранять результат в формате RAW и в дальнейшем править результат на компьютере.
Последний способ даст наилучший результат, но доступен он только в немногих моделях профессиональных и полупрофессиональных камер (заметьте, что компьютерная правка цвета понадобится, скорее всего, во всех случаях, но в способах 1, 2 и 3 она не всегда будет успешной). В то же время, первый способ обычно является единственным вариантом в недорогих «цифромыльницах». При этом, зачастую, автомат работает вполне неплохо. Установка по белому листу также работает очень хорошо, но имеется, опять-таки, не во всех камерах. Вообще же, большинство современных моделей даст вам возможность выбора между несколькими способами установки баланса белого цвета. Ваша задача — поэкспериментировать и найти наилучший из них в данных условиях.
Последний совет — больше снимать и пробовать, на мой взгляд, является самым главным. Этому способствует важное преимущество цифровой технологии — возможность мгновенной оценки результата, при этом плохо отснятые кадры вам практически ничего не стоят. Снимайте много, но вдумчиво. Пробуйте при съемке одного и того же объекта различные режимы установки экспозиции, баланса белого, поработайте с коррекцией экспозиции. Съемка аквариума в интерьере — это очень хорошая школа. Аквариум никуда не убежит, это статичный объект, так что можно не торопиться, а спокойно пробовать различные приемы. Окончательную оценку результата необходимо делать на компьютере. ЖК-дисплей камеры достаточен только для предварительной отбраковки откровенного брака. Потратьте несколько часов, сотрите несколько десятков или сотен неудачных «выстрелов» и добейтесь того, чтобы результат вас радовал.
Ориентируясь на все вышесказанное, был сделан финальный кадр.
Теперь самым сложным было попросить девушку-модель просидеть неподвижно во время экспозиции.
Canon EOS 300D, объектив Sigma 17-35, фокусное расстояние 22мм, диафрагма 8, выдержка 0,5с, ISO 200