Ученый - романтик

Окончание. Начало см. в №6 за 1980г.

Остроумные опыты ставит исследователь, изучая цветность зрения рыб. На стекло аквариума он наклеивает шерстинки разного цвета. На синие и зеленые рыбы не обращают никакого внимания, проплывая мимо. Перед желтыми ниточками некоторые, особенно жадные, останавливаются, стремясь их схватить. Когда же перед ними появляются красные шерстинки, все рыбы с жадностью бросаются на стекло и с остервенением его атакуют. Особую прыть проявлял один золотой линь, с которым при виде красной шерстинки, принимаемой им, видимо, за червяка, делались судороги. Золотницкий пишет о нем так, что, кажется, и вовсе не линь перед вами. "Едва завидит он бывало красную шерстинку, как тотчас овладевает им какая-то нервная дрожь: затрясется голова, хвост, плавники, рот, а глаза так и хотят, кажется, выскочить".

Впрочем, в такой естественной, непринужденной манере написана и вся книга, мало похожая поэтому на научный трактат.

Не эта ли естественность и простота стиля давали повод к тому, что Золотницкого порой относили к дилетантам, а не к биологам-ученым?

А между тем строй мыслей, система наблюдений, богатство и доказательность фактов, сама постановка проблем, заключенных в "Аквариуме любителя", убеждают в том, что Золотницкий был ученым. Притом таким ученым, который ставил и решал новейшие вопросы для биологической науки своего времени.

Несмотря на легкость и изящество стиля, книга Золотницкого-плод упорнейшей работы. Он терпеливо изучает подводных обитателей, часами просиживая подле стеклянного водоема. Ученый связан со всеми, кто сколько-нибудь серьезно занимается аквариумом. Из отечественных и иностранных журналов и книг он извлекает самые последние новинки. От издания к изданию он увеличивает число библиографических ссылок. В первом издании "Аквариума любителя" он рекомендует читателю 41 работу, из них 10 на русском языке, во втором - уже 80, в том числе 37 русских.

А когда в 1886 году Золотницкий пишет первую в истории рыбоводства монографию о золотой рыбке и ее варьететах ("эта прелестная гостья Дальнего Востока, замечательный пример растяжимости животного организма, живет в Европе не менее 250 лет, но все еще не имеет своей монографии",- сокрушается автор), в Москву приходит рукописная копия уцелевших страниц знаменитой книги де Совиньи, изданной в Париже в 1780 году. По просьбе Золотницкого, узнавшего, что она сохранилась в единственном экземпляре в библиотеке одного из парижских музеев, некто Луи Буассон переписывает ее от руки. Энтузиаст-француз собирался перерисовать красками 36 цветных гравюр, изображавших золотых рыбок, и переслать их московскому ученому, но правление библиотеки наложило на это запрет.

Ну а как все же с "любительской" манерой письма? Что, Золотницкий не умел или не хотел писать иначе, в стиле научных трактатов? Возражая критику французского журнала "Revue des Sciences natu relies appliguees" (1889, №1), требовавшему от автора строгости изложения, Золотницкий считает, что "Аквариум любителя" должен быть не только руководством, но и книгой для чтения, подобно "Жизни животных" Брема. Тем самым он адресует книгу массе читательской публики, подчеркивает демократическую направленность своего научного труда. Много лет спустя Золотницкий еще раз возвращается к мыслям о том, как надо писать ученому-естественнику, если он хочет быть понятым широкими кругами читателей. В книге "Живая природа в школе" он снова защищает свое право быть популяризатором. Он против того, чтобы его труд считали "пособием" - от самого этого слова веет казенной скукой. Он заботится о привлекательной и понятной форме, которая всегда лучше сухого руководства.

Но вернемся в 80-е годы, во времена блестящего появления и подлинного триумфа "Аквариума любителя". Хотя с книгой были знакомы около двух тысяч подписчиков журнала "Природа и охота", на страницах которого впервые появились многие ее главы, книга разошлась менее чем в полтора года (как все же неторопливы были тогдашние книголюбы!). "Аквариум любителя" удостаивается золотой медали Общества акклиматизации, а через два года, в 1887 году, ее автору вручают еще одну золотую медаль - "за труды по устройству отдела ихтиологии".

То, что Золотницкий - знаток и исследователь аквариумов и рыб, теперь признано и бесспорно. Гораздо меньше известно, что всю свою жизнь он сохраняет страсть и к растениям. Любители знают, что в главной его книге много места отведено водным растениям. Более узкому кругу читателей знакомы книги, в которых поэтично рассказано о легендах, связанных с цветами, плодами и растениями. И почти никому неизвестно об активной работе автора по акклиматизации растений. Она развернулась в 90-е годы, когда Золотницкий возродил и возглавил вовсе заглохшую перед тем деятельность ботанического отдела Общества акклиматизации.

Заседания его начали проходить при большом стечении публики в "большой зале" Политехнического музея. Каждое такое собрание становилось событием. К нему долго и тщательно готовились. Отбирали экспонаты для выставок, наглядно раскрывавших темы докладов. Собравшиеся могли познакомиться то с плодами баобаба, появлявшимися перед ними, как из невероятной сказки, то с образцами суматрского табака, выращенного на российской земле из семян, доставленных с Мадагаскара, то с семенами "туземных овощей", произрастающих в Кашгаре и на Памире. Еще более диковинные новости сообщали докладчики. Они говорили, как о бесспорной реальности, об акклиматизации в России сорго, сахалинской гречихи, рами, джура - ценных кормовых и технических культур. С вниманием обсуждали особое значение для Закавказья чайного листа, возможность произрастания которого здесь была доказана настолько, что дело оставалось лишь за устройством плантации с промышленной целью. Публике рассказывали об акклиматизационном саде в Сухуми, где росли "на открытом воздухе и без покрышки даже зимой" около 300 акклиматизированных деревьев - эвкалиптовых и камфорных, камелий, драцен.

На одном из заседаний сам Золотницкий делает доклад о новой в то время культуре хлопчатника в Туркестане, развившейся за каких-нибудь 10 лет "в целую миллионную промышленность". Мысля широко и масштабно, он говорит далее об акклиматизации растений, которые могли бы "произвести переворот в сельском хозяйстве наших окраин". Докладчик приходит к выводу: надо создать возможно больше акклиматизационных станций, которые будут вести опыты с лесными и плодовыми породами деревьев, лекарственными растениями и медоносами, прядильными растениями и хлебными злаками. В программе ботанического отдела мыслилось и собирание местной полезной флоры.

При участии Золотницкого в Ботаническом саду было посажено более 600 саженцев шелковицы, высеяны коллекции медоносов, красильных и лекарственных растений, злаков, велись опыты с новыми видами овощей. И, наконец, в 1892 году устраивается ботаническая выставка, собирается съезд, в организацию которых он вложил очень много труда. Обрисовывая на одном из заседаний ботанического отдела программу по акклиматизации растений, Николай Федорович со свойственной ему благодарностью к природе восклицал: "Они и кормят, и одевают, и лечат человека, они услаждают его взор, услаждают и самую его жизнь". Большое место он отводит творческой деятельности земледельца: "Во всех перемещениях растений из одного места в другое самую важную роль играет климат, но не менее того и уменье человека, уменье выбрать растение, воспитать его, постепенно приучить к более суровым или легким условиям жизни".

Разыскивая в каталоге Всесоюзной библиотеки им.В.И.Ленина труды, написанные Золотницким, я увидела на многих карточках с его именем помету: "Музей книги". В этот музей попадают книги самые лучшие, самые редкие, приравненные к сокровищам. И - подумать только! - среди них шесть работ Золотницкого! Почему они удостоены такой чести?

После того как "Аквариум любителя" и другие книги составили Золотницкому имя, он вошел в первые ряды популяризаторов естественных наук. Его работами стали интересоваться крупные книгоиздатели. В 1913 году петербургский издатель А.Ф.Девриен печатает книгу Золотницкого "Цветы в легендах и преданиях". Оформленная в модном тогда стиле модерн, полиграфически и художественно прекрасно выполненная, она является ныне одним из экспонатов серии "Замечательные памятники печати", куда отобрана книжная классика. Несколько работ Золотницкого публикуются в 1914-1917 годах издательством "Посредник", во главе которого стоял прогрессивный деятель И.И.Горбунов-Посадов. "Посредник" печатал научно-популярную литературу по различным областям знаний, в том числе и естественным наукам. Выходил под его маркой и очень интересный детский журнал "Маяк", редактором которого был сам Горбунов-Посадов. Журнал стремился дать детям здоровое и интересное чтение, направить на путь самодеятельности и творчества, возбудить "деятельную симпатию ко всему живому". Приложением к журналу была "Библиотека для детей и юношества", формируя которую издатели придерживались той же прогрессивной программы, отвечавшей лучшим идеям русской педагогики. "Посредник" искал писателей, которые разделяли бы его взгляды, умели говорить с детьми занимательно и живо. Золотницкий же давно искал издателей, которые могли бы понять его идеи педагога-просветителя. Так они нашли друг друга. Золотиицкий стал активным автором "Посредника". В приложениях к журналу "Маяк" за 1914, 1915 и 1917 годы были напечатаны интересные книги и рассказы Золотницкого о природе: "В мире пресных вод", "Прогулка любопытных", "Утро в деревне". Эти книги, которые когда-то каждый мог купить в Москве, в магазине "Посредника" на Петровских линиях, теперь музейная редкость.

Но, может быть, особенно примечательна среди изданий Золотницкого скромная тоненькая книжечка из музейного фонда Всесоюзной библиотеки им.В.И.Ленина "Из сказок природы" с пометой "Издание первых лет Советской власти". На плохонькой бумаге, с необычной, по-новому оформленной обложкой, она была напечатана в тяжелом, голодном 1919 году и обращена к новому читателю - советскому юношеству. Именно этим и дорога она нам теперь, более шестидесяти лет спустя, как знак огромного внимания молодой Советской власти к духовному миру нового человека.

Ну а что автор, сам Золотницкий? Как сложилась его судьба после Октябрьской революции? В царское время скромный преподаватель языков так и не мог соединить две главные линии своей жизни: природа и школа. И лишь в советское время слились эти два начала, и Николай Федорович Золотницкий, ученый и педагог, не признанный в царской России авторитет в области методики преподавания естественных наук, счастливо и, может быть, впервые полностью обрел себя.

С лета 1918 года он стал инспектором-методистом по вопросам естествознания в Нарком просе РСФСР и отдался новому делу со всей присущей ему страстью и честностью. А главным было - сделать преподавание естествознания в школе живым, творческим, вывести его из стен кабинета в природу. Задачи новой педагогики - сблизить школу с жизнью и отвечать на запросы детей - целиком совпадали с личными убеждениями Золотницкого. Но жить ему оставалось недолго. В мае 1920 года Николая Федоровича Золотницкого не стало...

Напоследок еще раз полистаем страницы, написанные Золотницким, чтобы вглядеться в черты ученого-романтика, ощутить его особенную, нежную и чуткую, любовь к природе.

"...Знаете ли вы что-нибудь обаятельнее старого дремучего хвойного бора? Тишина поразительная. Тепло, весело. На душе легко: так и хочется слиться с природой...

...Вечер. Сижу на опушке леса. Тихотихо низится солнце к западу. Вся утомленная дневной работой природа готовится отдохнуть, отойти ко сну...

...Удивительно приятны в лесу тихие уголки, где вас никто не видит и вы никого не видите. Приляжешь себе на траву и смотришь в ее гущу, мечтаешь...

...Вчера скосили все болотца и окрестные поляны, и когда я вошел в лес, меня так и обдало дивным, ни с чем не сравнимым запахом свежескошенного сена... Пахнет свежим сеном! Сколько прелести, сколько поэзии в этих, будящих далекие милые воспоминания словах...

...Ох, уж эти мне грибы! - одно искушение. Пойдешь спозаранку, с восходом солнца, думаешь часам к 10 возвратиться, ан нет, смотришь, уж полдень, а ты все еще переворачиваешь да приподнимаешь листочки, мох да траву, разглядывая: не запрятался ли где какой грибок? Жадность, такая ненасытная одолевает жадность, что и сказать нельзя. Особенно это бывает с белыми грибами...

...Нет ни одного весеннего цветка, который я встречал бы с такой радостью и который возбуждал бы во мне столько приятных чувств, как одуванчик. Есть какое-то особенное, не поддающееся объяснению очарование в весеннем свежем, зеленом луге, усеянном этим цветком, как золотыми звездами...

...Люблю я вереск. В нем есть что-то такое особо милое, приятное. Все в нем красиво: и его изящные, похожие на миниатюрные колокольчики, ярко-лиловые цветочки, и его темная, как у хвои, зелень, и его твердый коричневый стебель...

...Я всегда любил лес, пестреющие цветами луга, тянущиеся бесконечно далеко, засеянные хлебом, овсом и гречей поля..."

Тихо закроем книгу, чтобы уже никогда не забыть этих прекрасных негромких слов о природе, которые были для Золотницкого признанием сыновней любви к родине.