Свершилось!
Наконец-то мы получили первую партию наших автодоливов! На протяжении последних примерно 6-7 месяцев наша компания (в первую очередь в моем лице) работала над началом выпуска своих систем управления автодоливом воды. В первую очередь система разрабатывалась для внутренних целей, так как надежность имеющихся на рынке импортных систем оставляет желать лучшего в плане безопасности, а устроить потоп у клиента (среди которых много весьма и весьма серьезных людей) - недопустимо.
Было принято решение начать выпуск собственных контроллеров.
Несколько месяцев велись разработки и самое пристрастное и изощренное тестирование системы - накидывание водорослей, запускание улиток на датчики, круглосуточное освещение с целью усиления роста водорослей на датчиках, постоянные включения и выключения электричества в различные моменты и т.д. Поверьте, тестирование было очень пристрастным и злым. В процессе тестирования менялся и совершенствовался конструктив датчиков, логика работы системы и т.д. Кроме того, очень важно было сделать систему такой, чтобы ее установить и эксплуатировать мог не только специалист, но и любой желающий без специальных знаний и инструментов.
И вот, наконец, я рад вам показать (действительно очень рад), то что получилось!
Дальше фото и пояснения. Заранее извиняюсь за качество фото, снималось почти в темноте со вспышкой - уж очень не терпелось показать.
Подключается к обычной электрической розетке 220В. В розетку, расположенную на блоке, подключается исполнительное устройство - насос, перистальтический насос, электромагнитный клапан и т.д. - на ваше усмотрение.
Самый НЕнадежный элемент импортных автодоливов - поплавки и герконовые датчики. Водорослевые обрастания и кальциевые отложения могут их клинить, а кроме того, сами герконы весьма ненадежны.
В нашем автодоливе вообще нет движущихся элементов. Использована кондуктометрия.
Вот так выглядят датчики:
- 4 щупа из нержавеющей стали, устойчивой к морской воде.
Белый щуп - должен располагаться ниже всех остальных (нижняя точка).
Зеленый щуп - если уровень воды упадет ниже зеленого щупа - система включит управляемую розетку.
Желтый щуп - когда уровень воды достигнет нижнего кончика желтого щупа - система отключит управляемую розетку.
Красный щуп (аварийный) - если уровень воды вдруг достигнет красного щупа, то независимо от касания воды желтого и зеленого щупов - система отключит управляемую розетку и будет подавать звуковой сигнал.
Получился светофор: зеленый-желтый-красный. Таким образом, уровень воды будет изменяться в интервале между концами желтого и зеленого щупов.
Крепеж для датчиков сделан из акрила. Он достаточно универсален - сделан так, что может одеваться на стенку САМПа или аквариума, причем может одеваться как на горизонтальную отбортовку, так и на вертикальную стенку. Максимальная толщина стенок САМПа- 10 мм.:
Как держатся электроды: держатся "дешево и сердито" за счет внатяг одетых на них резиновых колечек. Кольцо одевается на электрод и чуть-чуть "тонет" в отверстии крепежа и за счет этого еще сильнее обнимает электрод.
Держится крепко. Сдвигая кольца - настраиваем высоту на которой весят электроды и соответственно поддерживаемый уровень воды.
Сверху на щупы-датчики одеваются разъемы типа RCA соответствующих цветов:
(перепутать трудно )
С другой стороны провода использован четырехконтактный разъем РС4А, позаимствованный у военных:
И теперь на десерт: два дополнительных аварийных датчика с BNC разъемами:
Для чего они могут понадобится:
1) На случай, если физически повредить провод, ведущий к основным управляющим датчикам (первый датчик следует расположить в САМПе в зоне защищенной от брызг);
2) На случай засорения слива в переливной колонке или его рассифонки (в случае использования сифонного перелива типа Tunze 1074/2). Обычно, в этом случае возвратный насос откачивает воду из САМПа в сам аквариум, а типичный автодолив, думая, что это много воды испарилось - начинает доливать воду в САМП, откуда ее возвратный насос опять поднимает в аквариум и в результате вода будет на полу. Наш автодолив застрахован и от этого: если расположить наш дополнительный аварийный датчик в аквариуме, чуть выше уровня воды - ничего подобного не произойдет, и автодолив известит нас о нештатной ситуации.
Еще следует отметить, что устройство имеет двойную гальваническую развязку - так что появление 220В на электродах, погруженных в воду - полностью исключено. Устройство адекватно реагирует на скачки сетевого напряжения (актуально для многих) и на его временные пропадания.
Точные технические характеристики устройства опубликую завтра (пишу это из дома, а техн. документация на работе осталась).
В продаже (супермаркет и интернет-магазин) появится в ближайшие дни.
Ничего столь же надежного и универсального мне пока не встречалось, хотя я видел практически всё что есть на рынке.
Мой суровый личный "ОТК" пройден на отлично!
P.S. Из важных вопросов, заданных на морском форуме в процессе обсуждения: Как система реагирует на наличие потенциала на воде (в случае пробоя от насоса, например). Я лично мучил систему опуская в воду и ноль и фазу и даже использовал воду как проводник при подключении насоса (то есть рвал один из ведущих проводов и пропускал ток через воду). Испытывалось на водопроводной, осмосе и соленой воде - во всех случаях система продолжала адекватно функционировать.