Где Исландия берёт водород для своих водородных авто? Кажется, пока ещё нигде. Но это временно, ведь и машин таких на свете мало. Однако придёт время — и водородные станции окажутся повсюду. Причём они будут не только хранить, но и сразу производить желанный H2. Дело за малым — за "спецрастениями" и, естественно, за новыми автомобилями.
Может быть, до того как все мы пересядем (или всех нас пересадят) на водородные машины, пройдут ещё годы. Но 202 Collaborative, дизайнерская группа из Филадельфии, решила готовиться к этой авто-эко-реформе уже сейчас.
Филадельфия — это такой штат в США. Однако 202 Collaborative сделали новый проект не для своей страны, а для Исландии — ибо там проводился конкурс планов по обустройству одного из районов Рейкьявика (Vatnsmýri Urban Planning Competition), в котором наши герои и приняли участие.
Трудно объяснить, с чем это связано, но дизайнеры посчитали нужным украсить Рейкьявик гигантскими пузырями на высоких шестах. Это не бессмысленная прихоть: громадные надувные баллоны нужны для хранения водорода, производящегося тут же. Источник газа — водоросли в пруду, который будет находиться под каждым из баллонов.
Авторы проекта решили воспользоваться открытием, сделанным исследователями Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley) ещё в 1999 году. Тогда учёными было обнаружено, что в зависимости от химической среды водоросли ведут себя по-разному: у них наблюдается баланс между процессами фотосинтеза и выработки водорода.
В частности, если водорослям не хватает кислорода и серы, то процессы фотосинтеза у них резко ослабевают, и начинается бурная выработка водорода. А это как раз то, что нужно.
Всё, что требуется для получения экологичного газа — это достаточно большой (метров десять в диаметре) бассейн для водорослей. Пока далеко не все особенности его конструкции обнародованы, но известно, что у него будет два дна.
На верхнем — место, где водоросли будут просто расти. После того как их окажется достаточно много, они будут каким-то образом (технологически или с помощью персонала) перемещаться через отверстие в центре бассейна на нижний уровень. Там им придётся несладко, ибо "обитателям" второго дна предначертано судьбой жить в темноте при сильной нехватке кислорода.
Как вы догадались, из-за этого водоросли с нижнего дна изо всех сил начнут вырабатывать водород. А так как этот газ заметно легче других компонентов атмосферы, он будет подниматься вверх по трубам, идущим прямо в баллон.
Поскольку его оболочка сделана из какого-то материала вроде полиэтилена, то баллон будет понемногу надуваться, украшая собою урбанистические дебри. В принципе, если застройка не очень тесная, ничто не мешает натыкать по городу сколько угодно таких водородных станций.
Если верить ребятам из 202 Collaborative, то водорода из одного такого бассейна должно хватить на то, чтобы еженедельно прокармливать по 12 автомобилей!
Само собой, рядом должна быть какая-то заправочная аппаратура, которая будет высасывать из пузырей водород и потом закачивать его в машины. Но особенности конструкции этой части пока не обсуждаются.
В Исландии, утверждают разработчики, летом достаточно света, чтобы водоросли нормально развивались (речь, очевидно, о тех водорослях, что находятся в верхней части бассейна). А зимой освещения мало, но в этом нет ничего страшного — будет использоваться искусственная подсветка, которая восполнит сей недостаток.
Правда, на это потребуется кое-какая энергия, так что сильно выгодным (как минимум в холодное время года) этот проект не назовёшь. Так, может, прямо сейчас от него надо отказаться — пока не поздно? Нет, не надо: уж больно баллоны красивые!