Среди живородящих рыбок, обитающих в аквариуме любителя, гамбузии известны с конца прошлого века, но они не пользуются успехом. Их скромный наряд не выдерживает конкуренции с вычурной окраской, вуалями и прочими украшениями модных экзотических рыбок. В самом названии звучит пренебрежение: на Кубе слово "гамбузино" обозначает ничтожную, пустяковую вещь. Тем не менее едва ли можно назвать другую аквариумную рыбку, которая могла бы потягаться с гамбузией доброй славой. Не опасаясь впасть в преувеличение, можно сказать, что этой рыбке миллионы людей обязаны здоровьем, а очень многие и жизнью.
С тех пор, как был изучен жизненный цикл малярийного плазмодия, и открыта роль малярийного комара как переносчика заболевания, эпидемиологи и биологи стали изыскивать способы разорвать цикл развития паразита, чтобы не допустить его в кровь человека. Их усилия устремились на поиски средств истребления комара анофелеса ("анофелес" по-гречески значит "вредный"). Поскольку жизнь комара до вылета из куколки проходит в мелководных водоемах, возникло желание, кроме нефтевания и отравления этих водоемов ядохимикатами, использовать насекомоядных рыб. Надо было подобрать рыбу, которая смогла бы жить во всех разнообразных водоемах, заселенных анофелесом. Было желательно, чтобы она не приносила вреда промысловым рыбам и питалась бы преимущественно яичками, личинками и куколками малярийного комара. Эта рыба должна быстро размножаться и расселяться из одного малярийного (анофелогенного) водоема в другой и таким образом автоматически увеличивать свою численность там, где больше в данное время малярийного комара.
Из большого числа рассмотренных с этой точки зрения рыб в начале нашего столетия была избрана и рекомендована для борьбы с анофелесом гамбузия (по-английски "москит фиш" – москитная рыба).
Известно до 18 видов этой рыбки. Родина их южные районы Северной и Центральная Америка. Для борьбы с малярийным комаром были использованы два подвида – гамбузия аффинис аффинис и гамбузия аффинис хольброки. Эти рыбки могут жить при температуре от 1–5° до 38–40°. Они способны переносить зимы в кратковременно замерзающих водоемах. Оптимальная температура для их роста и размножения 18–20°. Самцы достигают длины около 3см, самки – 6–7см. Рыбки, как и все пецилиды, живородящи. В утробе одной самки было насчитано 306 эмбрионов. Рыбки живут не только в пресных, но и в значительно осолоненных водоемах, например в Черном море, и даже в озерах с соленостью до 56%. Особенно благоприятными местами для размножения являются старицы рек; оттуда они с весенними и ливневыми паводками расселяются по всем водоемам поймы реки. Хотя пищу гамбузий составляют и планктонные ракообразные, и водоросли, и личинки немалярийных комаров, излюбленной пищей их служит анофелес на всех водных стадиях развития и даже отчасти взрослый (крылатый) комар. В случае недостатка иной пищи взрослые гамбузии начинают поедать свою молодь. Этим регулируется соответственно кормовым условиям численность их стада и обеспечивается сохранение популяции рыбки в водоеме.
Гамбузия была успешно использована для борьбы с малярийным комаром в период строительства Панамского канала. В начале XX века по предложению ихтиолога Джордена ее завезли на Гавайские острова, где она за несколько лет начисто уничтожила малярийного комара. В 20-х годах ее расселили в водоемах многих средиземноморских государств.
В 1925 году доктор Н.П.Рухадзе привез из Италии в Сухуми 153 оплодотворенных самки гамбузии. С этого началось ее благотворное распространение в нашей стране. В национальном краеведческом музее Абхазии рядом с бюстом Н.П.Рухадзе как дорогая реликвия хранится под стеклом старый бидон, в котором были доставлены рыбки. Через 5 лет гамбузия была уже распространена во многих районах Абхазии. Ее расселение здесь применялось наряду с химическими средствами борьбы с комаром. В результате в 1950 году заболеваемость малярией здесь снизилась по сравнению с 1930 годом более чем в 20 раз. Там, где более половины населения болело малярией, случаи заболевания стали единичными. Специалисты считают, что эффективность применения гамбузии и химических средств одинакова, но использование гамбузии позволило сэкономить в Абхазии 24 милллиона рублей за 25 лет. К этому надо добавить, что "гамбузирование" водоемов в гигиеническом и эстетическом отношениях гораздо приятнее для населения, чем, например, нефтевание.
Успех применения гамбузии в Абхазии привел к планомерному расселению ее в ряде районов СССР: в Аджарии, в восточной Грузии, Армении, Азербайджане, на Северном Кавказе, в Крыму, на юге Украины, в областях Казахстана, Туркмении, Узбекистана и др. Но несмотря на большую пользу, принесенную этой рыбкой, её расселение нельзя считать наилучшим решением проблемы биологической борьбы с малярийным комаром. Это все же палка о двух концах: гамбузии не брезгуют кормом, необходимым для промысловых рыб, прежде всего для карпа и сазана. Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что гамбузии охотно пожирают икру и даже объедают плавники мальков сазана. С другой стороны, гамбузия – рыбка сравнительно теплолюбивая, и это ограничивает возможности ее распространения на север.
В связи со сказанным перед рыбоводами, и прежде всего перед аквариумистами, стоит благодарная задача – изыскивать, приспосабливать, выводить и испытывать формы рыб, обладающие по возможности достоинствами гамбузии и свободные от ее недостатков.