В последние годы почти непрерывным потоком поступают в ваши аквариумы новинки, однако живородящих рыбок среди них долгое время не было. И лишь совсем недавно, в июне этого (1963) года, в моих аквариумах появились две живородки нового для нас вида, привезенные из Чехословакии М.Н.Ильиным. Это Limia nigrofasciata – чернополосатая лимия. Лимии обитают в водах Кубы, Гаити, Ямайки. Родина чернополосатых – Гаити.
Вот как выглядят мои рыбки: корпус довольно высокий, по бокам сдавленный; окраска самца оливково-палевая с переходами до желто-зеленой, по бокам девять вертикальных, неправильно расположенных черных полос (по литературным данным, их может быть до двенадцати). Бока отливают темной бронзой с яркими зелеными точками, спинной плавник довольно высокий и широкий, овальной формы и с яркими редкими коричнево-черными лучами. Самка окрашена скромнее.
По литературным данным, самка мечет 4–5 раз в год, в помете около 30 мальков величиной в 10–12 миллиметров. Естественно, я стремлюсь получить от своих лимий потомство. Для этого приняты все меры: рыбки помещены в отдельный стеклянный сосуд размерами 25х20х30 сантиметров, уровень воды 19–20 сантиметров; на дне темный грунт из крупного песка с галькой; аквариум засажен растениями, дно покрыто блестянкой, на поверхности плавает риччия. Температура воды поддерживается 26–27 градусов, аквариум продувается. Аппетит у рыбок отличный: едят мотыля и красную дафнию, зеленую подкормку. Самец активен и постоянно преследует самку. После еженедельной частичной подмены воды (добавляется отстоявшаяся в течение трех суток) самец становится настолько активным, что самка бывает вынуждена прятаться от него в гуще растений.
Рыбки подросли, а потомства еще нет. Я терпеливо жду и не огорчаюсь. В практике так бывает, особенно с привозными рыбами. Например, белые меченосцы, завезенные из Болгарии, осваивались у меня в течение года и лишь потом начали нереститься. Сказать что-либо о селекционных возможностях сейчас трудно. По классификации Г.В.Самохваловой род лимия близок к моллненизии и лебистес. Отсюда – надежды на межродовую гибридизацию, однако возможна ли она – вопрос будущего.