О том, "Как и сколько света доходит до растения, как свет влияет на физиологию растения" немного путанно, но надеюсь, мысль автора понятна, рассказывает Николай Горшкофф
Электрический санаторий / Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. — Л.: Гос. изд-во детской лит-ры, 1954. С. 323. :
...Это был ящик с поднимаемой кверху дверцей со стеклом и приподнятым полом, имеющим с боков отверстия. Открывая задвижки из досок с двух боков камеры, можно устраивать под полом сквозняк. Воздух через отверстия в полу поднимался кверху и получался ток воздуха, когда в потолке открывалась выдвигаемая форточка.
Вентиляция необходима для охлаждения воздуха, так как лампочка в 200 свечей нагревает воздух в этом ящике до 35—40, а при такой температуре и питание из воздуха и рост растений затормаживаются. Внутри на стенках были сделаны полочки, и все стенки, пол и потолок выкрашены белой краской, отражающей свет. В этот ящик повесили термометр и влагомер (психрометр) и поставили банку с водой для увлажнения воздуха и поливки. Влажность усиливалась и поставленными под пол плошками с мокрым мохом. Снаружи окрасили ящик масляной краской*. * Камеру лучше окрасить раствором марганцовокислого калия и покрыть лаком.
Этот ящик назвали «световой камерой» и в первую очередь поместили в неё все больные, худосочные растения с опавшими листьями. Поставили семена для прорастания и горшки с высеянными цветочными семенами.
Прошло не больше месяца, и световая, или электрическая, камера оказалась ящиком чудес.
Фуксия, пеларгония — цвели. Бегония выпустила молодые ярко окрашенные листочки. Вот так теневое растение! Палочки кактуса-пейрескии тоже оделись блестящими, как лакированными, листьями. Разрослись традесканции, пеларгония, бальзамин. Все черенки быстро окоренились. И что самое удивительное — в январе расцвели выросшие из семян астры и душистый горошек. На следующий год световая камера получила распространение в ленинградских школах.
Электрокамера Н.М. Верзилина и её чертёж с указанием размеров в миллиметрах:
1 — верхнее отверстие для вентиляции с задвигающейся дверцей; 2 — нижние отверстия для вентиляции; 3 — отверстия в приподнятом дне камеры; 4 — выдвигающаяся дверца; 5 — лампочки; 6 — полочки.
При использовании ПОЛНОСПЕКТРАЛЬНОГО источника — да. Т.к. растение всегда сможет взять тот спектр из имеющихся, который ему нужен...
И всем, кто в теме «Светокультура растений», это известно.
Другое дело, когда мы пытаемся завести «за копейку канарейку, чтобы пела и не ела», либо добиться какого-либо одностороннего эффекта, в ущерб другим, то и появляются различные способы достижения поставленной цели, в т.ч. и использование узкоспектральных источников.
Классический пример — производство фуа-гра, т.е. по сути, нужно не просто вырастить гуся, а организовать тому гусю жировое перерождение печени...
Вывод неверный.
Из вышеизложенного следует: достаточно обеспечить необходимые световой климат и световой поток ПОЛНОСПЕРКТРАЛЬНОГО излучения видимого диапазона.
Что-то подобное писал некто Mikluha. Но если мне память не изменяет, он вообще пришел к выводу, что спектр не столь важен, как интенсивность светового потока(?).
Еwгений, возможно, вы не обратили внимание, но растения существуют под солнечным спектром преобразованным атмосферой. И если сравнить спектр солнечного излучения до и после прохождения через земную атмосферу, то, очевидно, различия существенны. Начиная с достигающего растения количества УФ-лучей и заканчивая ИК-лучами.
Необходимость полногоспектрального освещения для нормального физиологического функционирования растения никакая не гипотеза, а факт.
Другое дело, что для ускорения или замедления каких-либо, более-менее изученных процессов развития растения используется, в т.ч. и узкоспектральное освещение. Но это совершенно не означает, что другие спектры, способствующие функционированию других, зачастую менее изученных физиологических процессов в растительном организме, менее важны.
Кстати говоря, на картинке изображён не спектр Солнца. Скорее спектр преобразованный атмосферой. Если посмотреть Солнечный спектр в чистом виде,то он напоминает лампочку Ильича.
А что касается диодов,то всё уже сделано до нас.Есть и сами диоды,и линейки с ними,и матрицы и готовые светильники для теплиц и домашнего использования.
Если сильно заморочится спектром и его влиянием,то вполне себе возможно сваять светильник с диодами разного спектра и каждый канал сделать регулируемым.
На сегодня есть теория,что растениям для правильного развития необходим полный спектр.
И на самом деле,если подумать. Ежели бы наши растения развились на планете освещённой красным карликом и голубым гигантом,то они довольствовались бы красным и синим. А под нашим солнцем было бы расточительством терять львиную долю энергии. Природа ничего зря не творит.
Все замеры спектра под водой тоже лишены логики. Ибо мы выращиваем далеко не водные растения. Ну кто сейчас содержит наяс,роголистник,валлиснерию? Посоветуйте это скейперам сделать на выставке.
Мы выращиваем не водные растения. Зачастую совсем сухопутные. Особенно новые и редкие виды. Как то: пиптостафы,буцики,шизматоглотисы и др. Ну и как им светить, согласно требованиям Амано? Они ведь в природе растут под атмосферным спектром.
Кроме фотосинтеза в числе других процессов существует интересный, поскольку управляем, процесс фотоморфогенеза.
Верно. Но не только эти процессы важны для растений.
Сергей Попов :
И кстати - я практик профессионал
в чём-то, возможно, «да», но не относительно светокультуры растений вообще и применения ЛЕД-технологий в этой сфере, в частности. В этоих сферах, вы, к огромному сожалению, проявили себя совершенно с другой стороны: болтуна-теоретика. Увы.
Кроме фотосинтеза в числе других процессов существует интересный, поскольку управляем, процесс фотоморфогенеза. На фотоморфогенез влияет не весь спектр, который, кстати, для основных процессов является лишь сигнализотором, управляющим функциями растений. Наиболее важны как сигнальная система синяя часть спектра, красная, и ночная часть - дальний красный свет. Зеленый и оранжевый к примеру, хлорофилл отражает и все. Кроме хлорофилла есть чувствительный к красному фитохром, "следящий" за временем суток (красный 660нм - дальний краный 730нм), "включающий" чуть ли не цветение растения. А весь спектр (полный солнечный) - источник энергии, углерод + свет + вода (в нашем случае вода как непосредственный источник углерода и кислорода + минеральное питание = основные процессы роста(Вспомнил, понятно).
Ой! я забыла спросить разрешения у болтунов-теоретиков "как мне писать в собственном блоге на интересующую меня тему"!
Да пишите что хотите, просто в таком случае надо было назвать тему не -"«Фито»-ЛЕДы в ретро- и перспективе" , а просто и понятно - "Словесный понос". Ведь о светодиодах вы так ничего и не написали. Вы так кстати во многих сообщениях пишите, речь идёт об одном , а вы ляпаете что попало.
И кстати - я практик профессионал, а не болтун как некоторые.